XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образ жертвы в рассказах «Механическое правосудие» А. И. Куприна и «В исправительной колонии» Ф. Кафки

Кирилл Михайлович Алексиевич
Докладчик
студент 5 курса
Московский государственный областной университет

История зарубежных литератур (онлайн)
2022-04-21
14:50 - 15:05

Ключевые слова, аннотация

В докладе приводятся результаты исследования, актуальность которого заключается в изучении типологических сходств между произведениями отечественного и зарубежного писателей, обращающихся к проблеме личности, находящейся под угрозой нивелирования. Анализ произведений А. И. Куприна и Ф. Кафки показал, что проблемы, волновавшие писателей, имели сходные основания, однако образная система, художественные приемы свидетельствуют о различных взглядах писателей на возможности человека и его личностную свободу.

Тезисы

Цель доклада — выявление типологических схождений и различий в избранных рассказах двух писателей, обращающихся к проблеме насилия над личностью и ее нивелирования. Задачей исследования является сопоставление рассказов А. И. Куприна и Ф. Кафки на уровне образной системы, композиции, художественных приемов, тематики и проблематики, а также анализ причин обращения писателей к означенным проблемам, раскрытие психологии творчества писателей.
Научная новизна исследования заключается в изучении сходной проблематики произведений русского и австрийского писателей, а также в выявлении в избранных рассказах различных мотивов и смыслов, сопутствующих проблеме механизированной жизни и теме насилия в текстах. В свете необходимости дальнейшей реконструкции типологических русско-зарубежных связей начала ХХ в. сопоставление произведений Куприна и Кафки может открыть новые аспекты для изучения.
Методологическую основу проведенного исследования составили сравнительно-сопоставительный метод, биографический метод, а также метод лингвистического анализа.
Результат исследования заключается в том, что в изучаемых рассказах Куприна и Кафки была выявлена сходная проблематика. Суть этой проблематики заключается в образе жертв. Можно сделать вывод о том, что в основе избранных для анализа рассказов лежит понятие жертвы не только внешних обстоятельств, но и жертвы собственных принципов и иллюзий. Кафка и Куприн сумели показать в своих художественных произведениях, что даже самый ярый последователь какой-либо идеи может стать жертвой своей же веры, своего фанатизма.