XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Ритмический модуль языка и речи в историографическом освещении

Михаил Эдуардович Зверев
Докладчик
студент 4 курса
Ивановский государственный университет

Фонетика (онлайн)
2022-04-21
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Настоящий доклад посвящен ретроспективному изучению ритмического модуля языка и речи. На наш взгляд, интегративное описание фонетической стороны языка и речи в целом и вербальной ритмологии в частности невозможно без историографической составляющей, поскольку ретроспектива способствует более глубокому пониманию современного состояния науки. Именно поэтому в работе предпринята попытка историографического анализа эволюции взглядов ученых (направлений) в области вербальной ритмологии. Отмечается важность изучения вопросов фонетической науки с позиции историографического подхода.

Тезисы

Фонетическая историография как один из компонентов полипарадигмального подхода к лингвистическому коду занимается документированием процесса эволюции взглядов на фонетический аспект языка и речи.
Цель исследования заключается в выявлении и систематизации концепций в области вербальной ритмологии. Вербальная ритмология как часть фонетической науки в целом и общей теории ритма в частности изучает универсальные, типологические и специфические механизмы ритмической организации звучащей речи.
Материалом исследования послужили теоретические и экспериментальные работы отечественных и зарубежных ученых в области вербальной ритмологии. В историографический анализ было включено свыше 100 научных публикаций, включая работы Д. Аберкромби, Дж. Д. Алена, Б. С. Алякринского, Д. И. Андреевой, А. М. Антиповой, К. К. Барышниковой, Е. И. Бойчук, О. М. Брика, Е. А. Бурой, Л. В. Величковой, Н. И. Горожаниной, М. В. Давыдова, Р. М. Дауер, О. Ф. Кривновой, Л. В. Златоустовой, В. М. Жирмунского, Л. А. Кантера, В. Е. Комарова, А. Краттендена, О. Ю. Лобановой, Г. Н. Ивановой-Лукьяновой, А. М. Пешковского, В. В. Потапова, К. Л. Пайка, П. Роуча, М. А. Смусь, О. С. Рубиновой, Т. В. Сокоревой, Б. В. Томашевского, Н. В. Черемисиной-Ениколоповой, Дж. Шварца, Т. И. Шевченко, Н. Б. Эрдели и др.
В результате историографического анализа можно выделить следующие направления становления и развития вербальной ритмологии: первое направление (этап формирования и развития лингвистических традиций – XIX в.), второе направление (психологическое, XIX–XX вв.), третье направление (фонетический аспект ритма, начало XX в.) четвертое направление (проблемы ритма стиха и прозы, 20-80-е гг.), пятое направление (типология речевого ритма, гипотеза «Пайка-Аберкромби», 50-е гг. XX в.), шестое направление (критика гипотезы «Пайка-Аберкромби» и альтернативные теории, 80-е г. XX в.), седьмое направление (Acquisition Studies, появление ритмической метрики, рубеж XX–XXI вв.), восьмое направление (ритмическая метрика, рубеж XXXXI вв.), девятое направление (критика ритмической метрики, XXI в.), десятое направление («просодический и дискурсивный бум», 70-90-е гг.) одиннадцатое направление (системный подход к вербальному ритму, 80-90-е гг.), двенадцатое направление (вербальный ритм в контексте антропоцентричности, когнитивистики, метадисциплинарности, речевых технологий, семантических, дискурсивных и текстовых исследований, теории интерференции, иноязычного акцента и «ненативности» и др.).
Представляется необходимым более глубокое изучение вопросов и проблем, связанных с фонетической наукой в целом и вербальной ритмологией в частности. Отметим также релевантность новых исследований в области фонетической историографии XXI в.