XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Эддический сюжет» как подтекстовый сюжет трагедии У. Шекспира «Макбет»

Вероника Сергеевна Демидова
Докладчик
студент 3 курса
Кубанский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён исследованию подтекста в трагедии У. Шекспира «Макбет». На суггестивном уровне в трагедии представлен эсхатологический северный миф о гибели всего живого, соотносящийся с песней «Прорицание вёльвы» из Старшей Эдды. Этот сюжет реализуется с помощью звукописи, повторяющихся образов, орнитологических и акватических метафор, мифологических отсылок к германскому мифу. Таким образом, спор о человеке, вынесенный в философское пространство поэмы, углубляется за счёт погружения его в антураж языческого мира, в рамках которого преступления Макбета могли бы стать подвигами.

Тезисы

Доклад посвящён исследованию подтекста в трагедии У. Шекспира «Макбет». Исследователи отмечают, что в риторическом центре этой трагедии — спор о человеке, о том, что значит им быть, и что ему дозволено. При этом очевидно, что спор этот ведётся в границах двух идеологий: христианской и языческой, каждая из которых по-своему близка эпохе Ренессанса. Автор доклада приходит к выводу о том, что эта тема заявлена не только в вербальном пространстве трагедии, но и на суггестивном уровне за счёт многочисленных отсылок к так называемому «эддическому» эсхатологическому сюжету. Мы выделяем несколько основных аспектов, способствующих достижению авторского замысла.
1. Концептуальная схожесть трагедии с песней «Прорицание Вёльвы», открывающей древний германский эпос «Старшая Эдда». Прорицание начинается с предсказания провидицы о гибели всего живого (Рагнарёк) и кровавых битвах богов и чудовищ, которые его возвестят. Таким образом, завязка эпоса сразу отсылает нас к концу того мира, о котором пойдёт речь. Похожую завязку мы видим в трагедии «Макбет», когда три ведьмы говорят о предстоящих сражениях. Конец трагедии аналогичен — мир пал, семьи Макбет не стало.
2. Эсхатологический «эддический» сюжет формируется в трагедии с помощью звукописи. Звукопись у Шекспира несет смыслообразующий характер: читатель иррационально ощущает нагнетание описываемой обстановки, ведущей к развязке сюжета. Звукопись воплощена в зоологических, орнитологических и метеорологических образах (крики птиц, треск сверчка, волчий вой, бури и землетрясения). Эти образы и звуки и у древних германцев ассоциировались со скорой смертью.
3. Использование реалий, присущих языческой Скандинавии. В произведении многократно употребляются акватические реалии, свойственные скандинавам: «безоблачность сменяет тучи», «буря топит в море корабли» и т. д.
4. Многочисленные аллюзии на  языческую мифологию. Большинство образов представляется возможным соотнести с эддическими персонажами: ворон — птица Бога Одина, проводник между мирами; волк — символ жадности и прожорливости, Фенрир; крики животных и птиц ассоциируются с Гьяллархорном —  мифическим рогом бога Хеймдаля и т.д.
5. Трагедия «Макбет» описывает медленное разложение человеческой души, ведущее к божественной немилости и наказанию. Герои произведения — христиане. Однако мы отмечаем некое несоответствие морали и действий персонажей. В дохристианские времена было законным унаследовать престол, убив своего предшественника. И хотя в произведении этот поступок осуждается, главный герой поступает как настоящий язычник.
Таким образом, две идеологии, христианская и языческая, вступают в конфликт. На наш взгляд, прояснение этого конфликта важно для автора трагедии, так как соотносится с кризисом «ренессансного гуманизма».