XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Сборник очерков «Храм Солнца» И. А. Бунина: источники

Максим Станиславович Щавлинский
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В 1903, 1907, 1910—1911 гг. И. А. Бунин совершил ряд путешествий на Восток, после чего написал сборник очерков «Храм Солнца». В докладе проанализированы литературные и иные источники, на которые опирался Бунин в момент работы над «путевыми поэмами». Отдельное внимание уделено книгам П. Лоти («Галилея», «Иерусалим»), А. М. Федорова («На Восток») и путеводителям «Добровольного флота».

Тезисы

По мнению докладчика, все «восточные» поездки Бунина (1903, 1907, 1910—1911) связаны и представляют собой единый текст, точнее, единый литературный проект, в рамках которого писатель стремился художественно описать Восток. К подобному выводу подводит ряд аргументов. Во-первых, Бунин был увлечен Востоком с 1895 г. и, судя по письмам, изначально планировал достичь берегов Тихого океана (Японии). Во-вторых, устоявшееся деление восточных текстов писателя на два топоса — ближневосточный и буддийский — не бунинское решение, а исследовательское: автор не делил Восток на части, а воспринимал его как единый. В-третьих, Бунин ориентировался на нарративные стратегии романов-путешествий, которые охватывали путешествие по всему Востоку.
В настоящем исследовании будет подробно раскрыт третий аргумент в пользу гипотезы о единстве «восточных текстов» через анализ того, что и как Бунин читал. Были подробно изучены современные Бунину путеводители, научная и художественная литература, находившаяся во внимании писателя при работе над сборником очерков «Храм Солнца»: путеводители «Добровольного флота», книги П. Лоти «Иерусалим», «Галилея», произведение А. М. Федорова «На Восток».
В результате анализа докладчик приходит к выводу, что в «путевых поэмах» Бунин, переняв нарративные стратегии перечисленных писателей, создал собственный художественный путеводитель по Востоку.