XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Литературная традиция американского Юга в творчестве Д. Тартт

Василиса Олеговна Прохорова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе описывается опыт сравнительно-типологического анализа романа «Маленький друг» (2002) Д. Тартт с романами Х. Ли «Убить пересмешника» (1960) и Ч. Портиса «Железная хватка» (1968). Результатом исследования стало выявление особого типа героини — упрямой маленькой девочки, не желающей взрослеть и расследующей преступление. Также были обнаружены черты южной традиции, присущие всему творчеству Тартт.

Тезисы

Целью доклада является описание генетических и типологических связей романа «Маленький друг» (2003) Д. Тартт (род. 1963), а также рассказов и эссе, посвященных теме американского Юга.
Наиболее значимым результатом исследования стало выявление особого типа героя. Для мировой литературы не нов образ героя-ребенка с упрямым характером, не желающего взрослеть и попадающего в опасные приключения. На юге США такой герой впервые появился в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». В творчестве Тартт герой-мальчик сменяется героиней-девочкой, что, во-первых, обусловлено генетическими связями «Маленького друга» Тартт с романами «Железная хватка» Ч. Портиса и «Убить пересмешника» Х. Ли и, во-вторых, вероятно, связано со второй волной феминизма (время действия романа 1970-е гг.).
Генетическая связь романа «Маленький друг» с романами предшественников прослеживается на уровне системы образов, сюжета, мотивов и проблематики. Во всех трех романах, согласно канону южной готики, присутствует злодей и героиня, расследующая преступление, как правило, убийство. Сюжетное ядро текстов — детективная линия, связанная с раскрытием тайны, преступления и последующим возмездием. С погружением в описание расследования перед читателем предстает мир разрушающегося юга и связанный с ним мотив разрушения родового гнезда. В «Маленьком друге» этот мотив проявляется в памяти о некогда сгоревшем поместье Кливов, в семейной хронике, каждый раз рассказываемой немного по-новому, в мрачном готическом городе Александрия со змеями, умирающими животными и покидающими его людьми. Одной из центральных проблем описываемых текстов становится вопрос о расовой дискриминации, остро стоящий на американском Юге, особенно в 1960—1970-е гг.
Некоторые особенности романа «Маленький друг», связанные с южной готикой,  появились в творчестве Тартт еще во время написания ее ранних рассказов и первого романа «Тайная история» (1992), а также отразились в романе «Щегол» (2013): ретроспекция как основная нарративная стратегия, повествование, начинающееся с убийства, наличие мистической тайны или мистических обстоятельств, связанных с преступлением. 
В докладе делается вывод, что творчество Тартт, и роман «Маленький друг» в частности, является вариантом развития южной традиции. Тартт перерабатывает уже известные сюжетные схемы, образы героев, мотивы и проблематику южных авторов и создает собственную модель романа, которая может функционировать не только в рамках «южного мифа».