XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Австрийская театральная традиция XVIII в. в контексте идей европейского Просвещения

Татьяна Сергеевна Орлова
Докладчик
аспирант
ассистент Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица

Ключевые слова, аннотация

Данный доклад призван наметить основные линии развития театрально-музыкального искусства Австрии второй половины XVIII в., связав его с общими философскими и эстетическими идеями Просвещения как эпохи. В частности, в докладе выводится линия функционирования основных театров Вены XVIII в.: Бургтеатра, Кернтнертортеатра, Леопольдштадттеатра, Театра в Йозефштадте и Фрайхаус-театра ауф дер Виден.

Тезисы

Доклад посвящен рассмотрению австрийской театральной культуры эпохи Просвещения. Просвещение в каждой европейской стране проходило с учетом национальной специфики. Одной из важных сторон Просвещения в Австрии стал феномен музыкально-театральной культуры. Национальная традиция австрийского театра основывается на средневековой театральной культуре, и, испытав влияния французской и итальянской традиций, обретает свой неповторимый и специфический облик к концу XVIII в., сохраняя при этом прочную связь с народно-демократической традицией, ведь актеры австрийского театра были в большей степени связаны с народной жизнью Вены, чем с жизнью двора. Особое преображение получил любимый в Вене жанр оперы, а также балета. На преобразование этих музыкально-сценических жанров, как и характера венской музыки в целом, повлияла просветительская мысль века и общее обновление художественно-эстетических принципов. Несмотря на то, что литература эпохи Просвещения хорошо исследована в науке, в изучении австрийского театра существует ряд пробелов. На основе проведенного анализа была выявлена общая картина функционирования венских театров XVIII в.: Бургтеатра, Кернтнертортеатра, Леопольдштадттеатра, Театра в Йозефштадте и Фрайхаус-театра ауф дер Виден.