XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Эволюция образа Тушиной в системе персонажей романа Ф. М. Достоевского «Бесы»: вопрос о любовном треугольнике

Александра Альбертовна Ким
Докладчик
студент 3 курса
Дальневосточный федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

Целью исследования стало изучение образа Л. Н. Тушиной в системе персонажей романа Ф. М. Достоевского «Бесы» на основе материалов черновой (1870—1871 гг.) и итоговой (1872 г.) редакций романа. Изучив образ Тушиной в романе, сопоставив ее с прообразом в черновых заметках Достоевского, мы пришли к выводу, что героиня не является жертвой, а, наоборот, показана как сильная личность. Учитывая значимость женских образов в творчестве Достоевского, мы считаем образ Тушиной нуждающимся в подробном исследовании.

Тезисы

В ноябре 2021 г. состоится двухсотлетний юбилей со дня рождения Ф. М. Достоевского. Следующий год является значимым и для романа «Бесы», с момента публикации которого пройдет 150 лет. Однако, несмотря на столь значительную дату, произведение не потеряло своей актуальности до сих пор, т. к. одна из главных проблем романа — вопрос страдания, болезни души.
Одной из менее исследованных героинь в этом произведении остается Л. Н. Тушина. В системе персонажей романа данный образ не изучался отдельно, например, исследователь Н. Кэнноскэ в работе «Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского» не выделяет ее как отдельного героя, рассматривая исключительно как образ, помогающий раскрыть Ставрогина.
Новизна данного исследования заключается в уточнении значимости образа Тушиной как самодостаточного персонажа, входящего в системы различных образных взаимодействий. Обычно анализ героини заключается в ее сопоставлении с Хромоножкой, т. к. принято считать, что Тушина всего лишь одна из жертв Ставрогина. Хотя некоторые исследователи отмечают ее самостоятельность, они не рассматривают образ подробно.
Нами были проанализированы участники любовного треугольника: Тушина, М. Н. Дроздов, Н. В. Ставрогин. Было отмечено, что Лиза имеет много схожих черт со Ставрогиным, несмотря на то, что эти герои кажутся противоположными друг другу, что, например, видно по их портретам. Если внешность Ставрогина представляется идеальной, похожей на маску, то портрет Лизы рисуется неправильным, ассиметричным.
Немаловажно, что изначальный замысел «Бесов» не включал Ставрогина, который сейчас является центром романа. Тем интереснее, что прообраз Тушиной уже тогда сложился — это героиня, которая именуется как «красавица». Интересно, что Тушина своеобразно вписывается в карнавальное действо произведения, однако ее участие в происходящем не ограничивается ролью красавицы, с которой может случиться истерика или обморок.
В результате проведенного сопоставительного анализа характеров и имен героев, их функций в произведении нами были выявлены характерные черты участников любовного треугольника. Примечательно, что все три героя любовного треугольника имеют перекликающиеся между собой имена. Во взаимоотношениях этих героев следует отметить высокий уровень понимания: и Тушина, и Дроздов чувствуют злую сущность Ставрогина, что видно из характеристик, которые они дают герою.
Изучив образ Тушиной, мы сделали вывод, что этой героине отведена значимая, а не вспомогательная роль в романе, что было выявлено в результате анализа ее взаимодействия с другими героями любовного треугольника.