XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Иная реальность в Легендариуме Дж. Р. Р. Толкина: волшебство с установкой на достоверность

Лариса Сергеевна Соколова
Докладчик
студент 3 курса
Литературный институт им. Максима Горького

Ключевые слова, аннотация

В произведениях жанра фэнтези остро стоит вопрос создания достоверности сеттинга. Предмет нашего доклада — правдоподобные и неправдоподобные элементы иной реальности на материале произведений Легендариума Дж. Р. Р. Толкина. Нами были рассмотрены средства, с помощью которых автор побуждает читателя верить в описываемый мир, и приемы, необходимые ему для подчеркивания его инаковости. Исследование позволило прийти к выводу о разнообразии используемых Толкином приемов создания иной реальности, а также о том, как именно они функционируют в рамках текста.

Тезисы

Основная задача доклада — определить, какие средства Дж. Р. Р. Толкин использует для того, чтобы происходящее в его книгах воспринималось как достоверное, а какие — для создания иной реальности. Мы рассмотрим также, как и с какой целью внутри вымышленного пространства изображаются реальные места и события, и сделаем вывод о целях, которые автор преследует, создавая подобный контраст.  
Материалом исследования послужили произведения Легендариума: «Хоббит», «Властелин колец», «Сильмариллион», «История Средиземья», а также эссе «О волшебных сказках», «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса, «Старшая Эдда», «Откровение святого Иоанна Богослова», «Калевала» и кельтские мифы.
В ходе исследования мы обратили внимание на то, что в Легендариуме Арда — единственная существующая реальность, которой в рамках художественного пространства не противопоставлена никакая иная реальность (как, напр., в «Хрониках Нарнии» Льюиса). Для художественного обоснования достоверности этой реальности Толкин прибегает к различным приемам: детальная проработка мира от геологии до этнологии, включающая лингвистические опыты; установка законов, отличных от реальности читателя, но неукоснительно соблюдающихся в повествовании; создание истории мира и отсылки к ней в произведениях, повествующих о более поздних временах (в частности, во «Властелине колец» и «Хоббите»). Правдоподобию характеров персонажей способствует психологизм и наличие реальных прототипов, тогда как события выглядят достоверными за счет личного опыта автора, использования исторического материала (особенно это касается описания военных действий) и неоднозначного финала.
Тем не менее, анализ показал, что реальность Арды иная, и это ощущение инаковости создается в первую очередь с помощью аллюзий на кельтские, скандинавские, карело-финские мифы и легенды, подчеркнутой «полярности» мира (существования в нем абсолютного добра и абсолютного зла), гиперболизации, повторяющихся сюжетов. В адресованном детям «Хоббите» присутствуют гротескные персонажи и «бог из машины». Также внутри Арды существует место, воспринимаемое как иная реальность самими героями: Блаженный край Амана, противопоставленный Смертным землям. Описания этого края более фантастичны и метафоричны, нежели описания всех прочих локаций.
Исследование позволило нам сделать вывод о разнообразии приемов, используемых Толкином для создания волшебной реальности, которая при этом позиционируется как достоверная. Среди этих приемов мы выделили детальную проработку вселенной и персонажей, установку фиксированных законов мироздания, разнообразие аллюзий, подчеркивание «полярности» мира, использование гипербол, метафор, гротеска и повторяющихся сюжетов.