XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Традиция рыцарского романа в «Рассказах крестоносцев» У. Скотта

Александра Сергеевна Пунда
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

В данном докладе прослеживается, как У. Скотт, (Scott, 1771—1832 гг.), один из самых знаменитых антиквариев своего времени, занимавшийся изучением средневековых рукописей, продолжает традицию средневекового рыцарского романа в своих произведениях. В докладе на примере цикла «Рассказы крестоносцев», состоящего из двух романов «Талисман» и «Обрученная» показано, как романист, заимствуя отдельные структурные элементы и образы, преобразовывает материал, наполняя его правдоподобным, с его точки зрения, историческим и психологическим содержанием.

Тезисы

У. Скотт (Scott, 1771—1832) — один из самых знаменитых антиквариев своего времени, занимавшийся изучением средневековых рукописей, демонстрирует глубокое понимание средневекового жанра в «Эссе о рыцарском романе» («An Essay on Romance», 1824), а при создании собственных произведений о Средневековье использует собранный им исторический и фольклорный материал.
«Рассказы крестоносцев» («Tales of the Crusaders», 1825) — цикл из двух исторических романов «Талисман» («The Talisman», 1825) и «Обрученная» («The Betrothed», 1825), которые описывают времена крестовых походов. Данные произведения не только тематически, но и структурно продолжают традиции средневекового рыцарского романа. В основе сюжета лежит мотив испытания героя на тождественность самому себе: испытание на верность рыцарскому кодексу и на верность любви.
Еще одна тема, интересовавшая Скотта, — тема инициации главного героя, его «выхода в мир». В средневековых романах подробно описаны подвиги рыцарей, которые нередко связаны с приобщением к чудесному и сказочному началу. Герои Скотта не освобождают заколдованные замки и не сражаются на рыцарских турнирах. «Инициационная романтика» в «Рассказах крестоносцев», а именно в «Талисмане», реализуется на другом уровне, она связана с необходимостью героя сделать выбор между культурами, между двумя враждующими государствами — Шотландией и Англией. Один из методов, который использует Скотт, чтобы показать контраст двух культур, заключается в том, чтобы отправить рыцаря в путешествие из родной среды в другую, по существу чуждую ему. С традицией рыцарского романа связан и мотив узнавания-неузнавания. С наибольшей полнотой он раскрывается в «Талисмане», где многочисленные переодевания героя становятся двигателем сюжета.
C мотивом узнавания связан другой важный структурообразующий элемент — исчезновение протагониста на время, его неучастие в происходящих событиях. В средневековых рыцарских романах герой может бездействовать, находясь во власти волшебных чар, в произведениях Скотта пассивность персонажей объясняется внешними, вполне объективными обстоятельствами. Если мир рыцарского романа наполнен различными элементами случайного, чудесного и неожиданного, которые либо помогают рыцарю, либо, наоборот, мешают ему при совершении подвига, то в пространстве романов Скотта подобные элементы отсутствуют, а случай сводится к усилиям конкретных лиц 
— как исторических, так и вымышленных. В докладе подчеркивается, что Скотт усиливает психологическое правдоподобие своих романов, полемизируя с клишированными образами средневековых рыцарей. Его герои не идеализируются, но показываются людьми, не лишенными человеческих слабостей.
Таким образом, при создании «Рассказов Крестоносцев» Скотт учитывает средневековую традицию рыцарских романов и одновременно полемизирует с ней.