XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Скрытое слово в музыке: от Баха до Кнайфеля

Георгий Викторович Ковалевский
Докладчик
научный сотрудник
Российский институт истории искусств

Ключевые слова, аннотация

Бах, Кнайфель, тайнопись.

Тезисы

Скрытое слово или тайный текст — явление, встречающееся в музыке с давних времен. В Западной церкви существовала традиция исполнения песнопений как хором, так и на органе или еще каком-либо инструменте. Например, дошедшая до нашего времени средневековая мелодия секвенции «Dies irae» превратилась спустя несколько веков у романтических композиторов в символ смерти, конечности земного бытия. Иоганн Себастьян Бах, перед тем, как общинным пением хорала, играл на органе свои знаменитые хоральные прелюдии, вдохновленные конкретным текстом. У того же Баха можно найти примеры цитирования хоралов в кантатах, когда хор и хоральная мелодия, исполняемая на каком-либо инструменте, составляют контрапункт. Церковные мелодии в инструментальных произведениях цитировал и Йозеф Гайдн, а у Бетховена скрытое слово перестает быть религиозным и выражает уже скрытые философские понятия (например, в финале Шестнадцатого квартета). Из современных композиторов разные способы бытования скрытого слова можно встретить у Александра Кнайфеля, прописывающего в партиях инструменталистов текст, предназначенный для внутреннего прочтения. Многообразные способы существования слова в музыке, помимо его прямого декларирования, создают удивительную и интереснейшую картину, в которой слово помимо своего чисто смыслового значения выполняет еще и конструктивную роль, образуя каббалистические ряды по методу «буква — число», а также распадаясь на отдельные слоги и ассонансы.