XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Генеритивное суждение и проблемы его описания

Мария Григорьевна Шерварлы
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Коммуникативная грамматика, генеритивный регистр, высказывание, генеритема, текст.

Тезисы

В рамках функционального направления грамматики русского языка (школа Г. А. Золотовой) суждения обобщающего характера получили статус отдельного коммуникативного регистра (генеритивного). Коммуникативные регистры представляют собой не только типологическую классификацию уже созданных текстов, но и описание механизмов мышления и инструментов создания новых речевых единиц, ориентированное на центральный элемент функционирования языка — фигуру говорящего. Специфика генеритивного регистра описана исследователями достаточно подробно, с привлечением выводов традиционного подхода к грамматике, литературоведения и паремиологии. Ключевыми особенностями таких конструкций стали своеобразная трактовка субъекта, функции и семантика предикатов, особое преломление обобщенноличности, парадоксальность, смысловая емкость, созданная за счет полипредикативной структуры, и субъективность высказываемого мнения. Также характерным, но при этом не строго грамматическим свойством генеритивных конструкций является их потенциальная воспроизводимость, способность клишироваться в сознании носителей и появляться в других контекстах в виде цитат. Именно это свойство, являясь, по сути, лишь конечным результатом целого набора когнитивных и социальных процессов в человеческом мышлении и языке, порождает некоторые проблемы соотношения обобщающих высказываний с разными наборами лингвистических единиц. Для решения открытых вопросов, связанных с семантикой, синтактикой и прагматикой генеритивных конструкций, в докладе предлагается их деление на две категории в зависимости от характера интенций автора. Также обсуждается целесообразность введения понятия «генеритема», отражающего статус этих единиц в системе языка и механизме порождения речи.