XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Понимание официального документа: Стандартный административный vs Грамотный юридический текст

Виктория Борисовна Гулида
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Типы текстов, языковые признаки.

Тезисы

В докладе сопоставляются два официальных текста, принципиально отличающиеся по уровню трудности языка. Первый документ — из области медицины, популярное ныне «Информированное согласие на проведение эндодонтического лечения»; второй — из сферы образования: «Правила приема в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный *** университет». С лексической точки зрения первый текст содержит значительное количество медицинских терминов (30), из которых четверть узкоспециальных, столько же нечастотных, а остальные, как правило, известны взрослому человеку.  Для респондентов без высшего образования были трудны еще два абзаца с осложненным синтаксисом. Однако более или менее этот текст был доступен читателям с разными уровнями образования. Второй текст, из области высшего образования, не содержал незнакомых слов или терминов, но оказался чрезвычайно трудным и для восприятия, и для понимания: читателям было трудно «пробиться к смыслу». Организация текста, с его чрезвычайно длинными фразами, многочисленными повторениями, усложненным синтаксисом и неочевидными смысловыми вершинами, произвела шокирующее впечатление на читателей, непривычных к такой стилистике. По своей информационной, коммуникативной и синтаксической организации тексты «юридического» типа настолько расходятся с привычными формами обычной коммуникации,  что только опытный читатель способен его понять. Этим «грамотный юридический» текст принципиально отличается от «стандартно-административного».
Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ №19-18-00525 «Понятность официального русского языка: юридическая и лингвистическая проблематика».