XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Пределы доминирования и контроля в современном киновестерне

Артем Николаевич Зорин
Докладчик
профессор
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова

Ключевые слова, аннотация

Доминирование, контроль, киновестерн, Тарантино, «Костяной тамагавк», «Преисподняя», «Мир Дикого Запада».

Тезисы

Современный киновестерн кардинально трансформирует традиционные каноны классического жанра. Ленты 2010-х обозначили пределы тех смыслов и ценностей, транслятором которых вестерн был с момента своего появления на экране. В них отражена утрата привычных принципов доминирования мужского начала на всех уровнях — от бытового до сакрального, исчерпанность канонических жанровых возможностей, скептическая трактовка принципа торжества справедливости и т. д. Неконтролируемость новых общественных механизмов подвергается рефлексии одновременно с мутацией законов жанра, размыванием его границ и их преодолением — что может даже непосредственно визуализироваться в самом фильме. Целый ряд концептуальных высказываний последних пяти лет формируют принципиально новую парадигму ценностей ключевого эпического киножанра, переоценивая с позиций ХХI в. даже основы ревизионистского вестерна 1970–1980-х.