XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Пространство иммерсивного спектакля: границы вовлечения зрителя и его авторский текст

Елена Андреевна Сылова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Современный театр, театр, текст, иммерсивный театр, иммерсивный опыт, vr опыт, современное искусство.

Тезисы

В докладе рассматривается опыт создания спектаклей, использующих иммерсивные практики: проект импресарио Федора Елютина «£¥€$» («Ложь» — шоу о деньгах), где зрители становятся участниками масштабной экономической игры, проходящей в пространстве театра, хореографический междисциплинарный проект «VR_I» хореографа Жиля Жобена и компании Artanim на Новой сцене Александринского театра, где зрители экипированы очками виртуальной реальности, иммерсивный спектакль «Игрушки» компании «SIGNA» в Музее Стрит-арта на заводе слоистых пластиков в рамках фестиваля NET в Санкт-Петербурге. Вовлекающие в действие театральные практики подразумевают множество сценариев для зрителя и актеров. Кто в данном случае автор сценария — зритель или создатель спектакля? В рамках работы анализируется роль зрителя, роль импровизированного текста зрителя, который он произносит, также рассматриваются вопросы драматургии иммерсивного спектакля. Где граница между интерактивностью и иммерсивностью в различных «экспириенсах»? Какова роль танца и движения в проектах виртуальной реальности? Возможна ли четвертая стена в иммерсивных проектах? Отдельно рассматривается вопрос движения времени, вопрос семантизации движения и вопрос зрительского монтажа в вышеуказанных проектах.