XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Воспроизведение вербального прайма или коррекция речевой ошибки? (на материале лингвистического эксперимента с детьми 3 лет)

Татьяна Александровна Круглякова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Детская речь, метаязыковая рефлексия, прайминг, языковая девиация.

Тезисы

А. Н. Гвоздев в статье «Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка» (1929) проанализировал образцы сознательного отношения к языку, показав, что к метаязыковой рефлексии способны уже трехлетние дети. Одним из проявлений такой рефлексии может служить непроизвольное исправление ошибок в речи окружающих, которое обнаруживается при переспрашивании или повторении.
Роль прайминга в процессах освоения и порождения речи ребенком еще недостаточно изучена. Однако очевидно, что прайм не всегда оказывает влияние на таргетное высказывание: запоминая сказанное с целью его воспроизведения, ребенок может сознательно или неосознанно корректировать как лексическое, так и грамматическое оформление услышанного.
В 2004 г. группа ученых, проводивших сопоставительные исследования речи детей, которые осваивают разные языки, разработала под руководством С. Штолль русскоязычную версию эксперимента, направленного на изучение влияние прайма на выбор активной или пассивной формы ребенком. В эксперименте участвовали 33 ребенка в возрасте 3-х лет. В тексте заданий, составленных неносителями русского языка, наблюдались отклонения как от речевой нормы, так и от частотных употреблений, принятых в русском регистре общения с маленькими детьми. Ребенок должен был описать картинку, повторив фразу за экспериментатором, а через некоторое время создать ее самостоятельное описание. В ходе эксперимента 30 детей корректировали услышанное, изменяя предложно-падежную форму существительного, видо-временную форму глагола, осуществляя более точный семантический и стилистический выбор лексических единиц.
Косвенные результаты этого эксперимента позволяют сделать предварительные выводы о развитии метаязыковой способности детей и детских стратегиях репродуцирования речи при столкновении с речевыми отклонениями.