XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Круги социального контроля в фильме Н. Назаровой «Простой карандаш»

Светлана Николаевна Еланская
Докладчик
доцент
Тверской государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Социальный контроль, аномия, девиантная реальность, Бергер, маргинальность.

Тезисы

Современное российское кино все чаще обращается к теме границ дозволенного в конфликтной ситуации, обнаруживающей бессилие формального контроля, но возвышающей силу духа личности, способной взять на себя ответственность. Примером служит фильм Натальи Назаровой «Простой карандаш» (2019). Многослойная драма, помимо художественных достоинств, представляет интерес с точки зрения столкновения и сочетания разнообразных форм контроля, которому подвергаются как герои, так и сами зрители — взаимодействие аудитории и произведения также подконтрольно. Из эстетически привлекательного пространства притчи грубо проглядывает социальная составляющая, поэтому в качестве методологической основы уместно было обратиться к положениям социологии знания П. Бергера и теории аномии Э. Дюркгейма, Героиня, художница Антонина Максимовна, отправляясь вслед за заключенным в «места отдаленные» «по сфабрикованному делу» мужем, проходит сквозь все мыслимые круги социального контроля. Кажущаяся свобода супругов-художников как контр-экспертов оборачивается заточением в предрассудки о собственных возможностях и социальной маргинальностью. Девиантная реальность не ограничивается собственно «зоной». Поселок держит в страхе банда несовершеннолетних АУЕ во главе с рецидивистом, чей младший брат контролирует школу. Конфликт между органами правопорядка и «теневым» контролем криминала можно определить как «аномия». Она же проявляется и в формально-номинальном контроле школы — со стороны администрации, неформальном, но наиболее жестком — со стороны запуганных коллег-учителей, утративших профессиональный и моральный самоконтроль, переставших быть интеллигенцией. В поле зрения повседневный контроль замкнутого пространства (поселка, класса) и авторский самоконтроль режиссера.