XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Цензура как стимул поиска художественного решения фильма (на примере современного иранского кинематографа)

Мария (Марика) Рудольфовна Чиркина
Докладчик
ассистент
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Ключевые слова, аннотация

Современное иранское кино, религиозная цензура, табуированность, культурные коды.

Тезисы

Иранское кино за последние два с лишним десятилетия создает прекрасные киноленты, которые все больше и больше привлекают зрителей разных стран. В условиях реалий страны, жесткой цензуры, табуированности некоторых тем, запрета показа сцен насилия и откровенных сцен, кинематограф Ирана демонстрирует своими фильмами уникальную возможность вызывать сильное эмоциональное сопереживание у зрителей. Тактичность и деликатность в фильмах, возникшие под давлением запретов и скрывающие в себе культурные коды страны, метафоры и символы, древние архетипические образы устанавливают диалог со зрителем. Иранское кино на сегодняшний день является тем культурным пространством, в котором цензура становится стимулирующим фактором в поисках художественных решений в создании фильмов. С этой точки зрения буду проанализированы следующие фильмы: «Просто так», 2010 г. режиссера Резы Мир Кареми, «Десять», 2002 г., режиссера  Аббаса Киаростами, «Коммивояжер», 2016 г., режиссера Асгара Фархади.
Тезисы доклада:
1) Иранское кино строго цензурированное, так как развивается в реалиях клерикально-авторитарного режима страны.
2) Ислам диктует правила созидания людям творчества, регламентирует и табуирует темы.
3) Культурно-исторические коды иранской нации вкупе с религией задают особые формы, тональность и звучание иранским фильмам.
4) Цензура и контроль определяют стимулы поиска художественного решения фильма.