XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Царь Навуходоносор: толкования в святоотеческой традиции и интерпретация образа в древнеанглийской поэме «Даниил»

Мария Вадимовна Яценко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича

Ключевые слова, аннотация

Царь Навуходоносор, толкования Библии, древнеанглийская поэма «Даниил», христианский эпос англосаксов, экзегетические приемы.

Тезисы

В докладе планируется рассмотреть образ царя Навуходоносора в древнеанглийском переложении Библии поэме «Даниил» в сравнении со святоотеческой традицией. Анализ древнеанглийских поэм на библейские темы осложнен следующими моментами: 1) невозможность их соотнесения с текстом-источником в силу его вариативности (Книга пророка Даниила была известна на Британских островах в древнегреческой, двух латинских (Vetus Latina и Вульгата) и сирийской версиях, которые значительно различались); 2) в средневековом читающем сознании текст Библии существовал в неразрывной связи с «гипертекстом», т.е. разного рода комментариями, переложениями и толкованиями. Для понимания специфики самих переложений необходима реконструкция этого гипертекста, то есть традиции истолкования библейских сюжетов и образов.
Образ Навуходоносора является ведущим в древнеанглийской поэме «Даниил». В Книге пророка Даниила он был собирательным и отражал общие представления о жестоком правителе и факты из биографии разных царей. В святоотеческой традиции эта библейская книга привлекала внимание многих авторов. Интерпретаторы Книги пророка Даниила в Средние века сосредотачивались на эсхатологических пророчествах. Создатели англосаксонского переложения, очевидно, следовали более ранней традиции антиохийской школы и использовали последовательно культурно-историческую интерпретацию библейского сюжета. Пророчества Даниила не упомянуты в поэме вовсе, а истолкование снов Навуходоносора ограничено ближайшими временами. В символическом плане может быть рассмотрена сама композиция поэмы, каждая глава которой представляет собой завершенный сюжет, строящийся вокруг образа правителя (Навуходоносора и Вальтасара). Навуходоносор предстает и жестоким правителем, пышущим яростью, и смирившимся от душевного недуга кающимся грешником.