XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Внешний контроль и внутренние барьеры как ограничения личности героя современного отечественного кино. Возможности преодоления

Марина Александровна Шарапова
Докладчик
преподаватель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Ключевые слова, аннотация

Контроль личности, трикстер, психологическая травма, трансформация образа персонажа, сюжет фильма.

Тезисы

Герой современного отечественного кино испытывает трудности, связанные с невозможностью по тем или иным причинам проявить необходимую действенную активность. Причины эти носят как объективный характер, опосредованный теми или иными обстоятельствами места и времени действия рассказываемой истории, так и субъективный, связанный с восприятием персонажем конкретной ситуации. Особенности такого восприятия определяются психологическими характеристиками героя. Российский кинематограф предлагает несколько стратегий преодоления подобных ограничений. Одна из них — архетипическая трансформация образа персонажа, нахождение возможности с помощью обращения к трикстериально-плутовским и шутовским чертам преодолеть окружающую контролирующую и опасную действительность. Вторая — внутреннее чрезвычайно трудное исцеление от психологической травмы, нанесенной предыдущими драматическими и трагическими обстоятельствами жизни. Третья — попытка «спрятаться» от происходящих событий, переждать, не предпринимать никаких действий, запретить себе чувствовать, а иногда и думать, мотивируя это текущими обстоятельствами. Отечественный социум, отягощенный советско-сталинским наследием, и генетический страх, страх смерти, присутствующий у большинства персонажей по отношению к «людям в погонах», представителям спецслужб с трудом поддается, если вообще поддается преодолению героем-одиночкой, стремящимся выжить любой ценой. Толчком для преодоления внешних ограничений нередко становятся существенные благоприятные изменения на самом главном первичном уровне, уровне семейных взаимоотношений. Отсутствие родственного круга безопасности довольно часто делает героя изгоем в его социальной жизни, что затрудняет дальнейшие трансформации личности, ее взросление, взятие ответственности за свои поступки.