XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Мировой аттракцион в полном блеске прожекторов и костюмов: полет в спектаклях «Цирк» и «Три толстяка» (2017–2018)

Наталья Валерьевна Семенова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Цирк, советская драма, постсоветский театр, М. Диденко, А. Могучий, М. Шагал, полет, аттракцион, ресайклинг.

Тезисы

В докладе рассматривается тенденция к циркизации в российском театре конца 2010-х гг. (на материале постановок «Цирк» М. Диденко и «Три толстяка» А. Могучего). Акцент сделан на анализе интерференции пространственных и пространственно-временных видов искусств. Показано, что в представленных спектаклях идея полета восходит к различным культурным традициям.
Пьеса «Под куполом цирка» (1935) И. Ильфа и Е. Петрова, которая легла в основу фильма Г. Александрова «Цирк» (1936), начинается и заканчивается с полета воздушных шаров. Образ полета становится центральным в этом произведении, которое затем было модифицировано в фильм. Покорение воздушных пространств — лейтмотив фильма, который является частью авиационного дискурса 1930-х гг. М. Диденко в своей постановке контаминировал эти два начала – водевильно-романтическое (полет как мечта, шарик как метафора чувства) и эпически-героическое (стремление к покорению космоса). Среди прочих визуальных претекстов спектакля — архитектура ар-деко, которая нашла отражение в оригинальной картине Александрова, и полотно М. Шагала «Над городом» (1918).
В спектакле А. Могучего «Три толстяка», кардинально перерабатывающем пьесу Ю. Олеши, также возникают воздушные шары. В «Эпизоде 2. Железное сердце» они выполняют сюжетообразующую роль — с их помощью персонаж Смерти покидает свое обиталище, освобождая героев, чьи лица закрыты масками животных. Также присутствуют отсылки к Шагалу, его полотну «Большой цирк» (1968), которое, в свою очередь, является ресайклингом традиции изображения цирка художниками-авангардистами.