XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Эскапизм и актуальная реальность в современном российском кино (на примере главных национальных смотров «Кинотавр» и «Окно в Европу» за 2019 г.)

Валерия Андреевна Цыганова
Докладчик
Выпускница (специалист) Института истории СПбГУ, редактор, кинообозреватель интернет-издания КИНО/ВИНО

Ключевые слова, аннотация

Национальный фестиваль, кинофестиваль, рефлексия авторского кино, политика и общество.

Тезисы

После закончившегося в 2003 г. пятнадцатилетия свободы в России начался текущий период ее истории. На фоне нарастающей ностальгии по всему советскому главными его приметами стали новые политические репрессии, еще более изощрённая пропаганда и цензура. Культура и, в частности, кино, которое с 2012 г. стало главным для Минкульта искусством, вновь оказались в условиях несвободы — финансовой и прокатной зависимости от идеологизированного ведомства, общественной чувствительности к «оскорблениям» и растущей на этой почве самоцензуры.
Авторский кинематограф, главным инструментом в репрезентации и продвижении которого с 1990-х гг. являются национальные кинофестивали, об этом рефлексировал по-разному. По-разному на эту рефлексию реагировало и профессиональное сообщество, распределяя призы так, как оно их распределяло, и давая тем самым той или иной форме рефлексии больше шансов найти широкого и вообще зрителя.
Материалом для данного исследования послужили конкурсные программы (игровое кино, полный метр) главных российских смотров, сочинского «Кинотавра» и выборгского «Окна в Европу», за 2019 г., которые, наглядно продемонстрировав наличие общих мотивов, смотрелись и оценивались совершенно по-разному. «Кинотавр» выглядел официально признанным бегством от актуальной реальности, «Окно», напротив, стихийным к ней прорывом.