XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Библейские образы и мотивы в романах В. А. Шарова «Будьте как дети» и «Возвращение в Египет»

Юлия Владимировна Меладшина
Докладчик
старший преподаватель
Пермский государственный институт культуры

Ключевые слова, аннотация

В. А. Шаров, апостол, мотив Исхода, Библия, образ, избранный народ.

Тезисы

В своих произведениях Шаров часто обращается к текстам Священного писания, переосмысляя его. Писатель предлагает свои варианты прочтения истории России, прописывая альтернативные, несбывшиеся и несбыточные ее варианты, позволяющие точнее понять все то, что воплотилось в реальности.
Название романа «Будьте как дети» является отсылкой к евангельским словам Христа: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», которые Шаров интерпретирует в буквальном смысле. В романе отряд беспризорников, вдохновленных идеологией большевиков, должен дойти до Иерусалима и, тем самым, спасти весь мир. Тема Исхода избранного народа — детей — тесно сопряжена с образом апостола — идейного вдохновителя, указующего путь к свету. В романе «Будьте как дети» эту функцию выполняют Перегудов и Ленин. Тема революции рассматривается не только в качестве государственного переворота, но и как битва со злом, после победы над которым наступит эра благоденствия.
В романе «Возвращение в Египет», в название которого также заложен библейский смысл, мотивы исхода и возвращения предопределяют национальную судьбу и судьбы героев романа. С точки зрения семейства Гоголей, народ вновь оказался в Египте, но должен совершить чудо Исхода в Землю Обетованную, и проводником — завершителем «Мертвых душ» — суждено стать Гоголю Второму. Продолжение поэмы Гоголя мыслится в рамках концепции библейского Исхода, староверы выступают избранным народом, а преображенный Чичиков — Моисеем, ведущим их в Землю Обетованную. При этом Чичиков, в версии Шарова, оказывается наделен чертами апостола Павла: проповедник и миссионер, он становится выразителем двух начал, общественно-социального и духовно-религиозного, без которых немыслимо новое справедливое общество и вход в Небесный Иерусалим.