XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Ранняя публицистика Андрея Платонова и философия музыки

Антон Викторович Храмых
Докладчик
преподаватель
Петрозаводский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Творчество А. Платонова, литературный процесс, публицистика, образ, мотив, взаимодействие литературы и музыки,философия музыки.

Тезисы

В творчестве А. Платонова нашли отражение взгляды самых разных философских школ и направлений. Особую роль в процессе формирования Андрея Платонова как писателя-философа сыграло раннее творчество. Отраженные в нем проблемы мироустройства, определенные философские, социально-политические, морально-дидактические идеи, стали идеями-прототипами некоторых «образов-идей» его зрелого творчества. Чрезвычайно значимой частью ранних произведений писателя является наличие музыкальных тем, образов, мотивов, сюжетов. Во многих сочинениях писателя мы находим свидетельства восприятия музыкальной эстетики романтизма, символизма, русского авангарда, пролеткульта. Цель доклада — представить и проанализировать философско-музыкальное восприятие музыки Платоновым, которое присутствует в его ранней публицистике. Самые значимые статьи, где поднимаются философско-музыкальные проблемы, — «К начинающим пролетарским поэтам и писателям», «Вечер комсожура», «Горький и его „На дне“», «Симфония сознания» и др. В статье «К начинающим пролетарским поэтам и писателям» образ музыки космоса рассматривается в контексте античной концепции «музыки сфер». Очевидна и связь платоновской интерпретации данного образа с идеями симфонизма Бетховена, а также с музыкально-эстетическими воззрениями Луначарского. В статье «Пролетарская поэзия»  лексема «музыка» наполняется смыслами, отсылающими к романтической эстетике. Платонов, буквализируя метафору «музыка природы», вводит мотив рабочих рук. При описании процесса становления пролетарского искусства этот мотив фиксирует тотальное преобразование человеком окружающей среды и преодоление ее фундаментальных законов. В статье «Симфония сознания» имеет место философско-метафорическое смысловое наполнение лексемы «симфония», сопровождаемое отсылками к бетховенской эстетике.