XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Контроль в советской науке: от побед к поражению: по материалам двух киноинтерпретаций романа Д. Гранина «Иду на грозу»

Мария Дмитриевна Андрианова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Ключевые слова, аннотация

Кинотекст, контроль, «оттепель», Гранин, ресайклинг, производственный роман.

Тезисы

Роман Д. А. Гранина «Иду на грозу», написанный в 1962 г., отражал воодушевление от начинающейся оттепели и восхищение разворачивающейся НТР. При этом в романе сохраняется контроль реакционеров сталинского толка над наукой, прогрессивно мыслящие и духовно свободные ученые не всегда могут противостоять бюрократам и бездарностям. Социалистическая система базировалась на государственном учете и контроле. Не только государство и научная бюрократия, но и наиболее прагматичная часть научного сообщества не хотят вкладываться в фундаментальную науку, не дающую быстрых конкретных результатов. Если государственный контроль страдает манией утилитарности, то на более низком уровне на поверхность всплывают иные адепты контроля — авантюристы, откровенные шарлатаны и безликие исполнители, воспринимающие науку как кормушку. Идет отрицательный отбор, изгнание из науки или нивелирование ярких личностей. Крылова и Тулина эта система все время пытается или отторгнуть, или купить. Проблематика романа многослойна, и авторы двух киноверсий, созданных в разные моменты советской истории, сохраняя общий рисунок сюжета, высвечивают разные проблемы. Первая экранизация (1965 г.) создана в разгар оттепели. Общий оптимизм эпохи диктует счастливый финал: хотя первые опыты управления грозой кончаются катастрофой, ученые находят в себе смелость отстоять высокую науку, эксперименты будут продолжены. Вторая экранизация (1987 г.) имеет знаковое название — «Поражение». В этом четырехсерийном фильме действие перенесено в 80-е гг., оптимизм «оттепели» сменяется ощущением безнадежности, тупика, комические моменты в фильме практически сведены на нет, а трагические, наоборот, превалируют.