XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

В чем сила, брат? (к вопросу о киноискусстве как источнике фразеологических неологизмов)

Наталья Викторовна Позднякова
Докладчик
доцент
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова

Ключевые слова, аннотация

Фразеологизмы, фразеонеологизмы, киноискусство, синкретические жанры, коммуникативное пространство, «Брат».

Тезисы

Не секрет, что синкретические жанры искусства, особое место среди которых занимает кинематограф, в ХХ–XXI вв. постепенно завоевали  пальму первенства в обогащении фразеологического фонда русского языка, отразив, по словам С. Г. Шулежковой, «смену литературоцентристского типа культуры зрелищецентристским».
Невербальные виды искусства и раньше были под пристальным вниманием ученых-фразеологов, но по преимуществу как  посредники в освоении устойчивых единиц. Несомненно, кино, как и другие жанры синкретического искусства, является связующей нитью в истории фразеологического фонда русского языка. Вспомним, например, фразу «Что русскому хорошо, то немцу — смерть», которая зафиксирована и описана еще у В. И. Даля и М. И. Михельсона. Однако для носителя языка конца ХХ в. она связана с культовым фильмом Алексея Балабанова «Брат» (1997).
Являясь «из всех искусств для нас важнейшим», кино, конечно же, стало самостоятельным источником фразеологических неологизмов. Оно, как лакмусовая бумага, отражает культурные, социальные, экономические, политические взгляды того или иного поколения  и репрезентирует этические и эстетические пристрастия носителей языка во фразеологических неологизмах. Доказательством такого процесса являются всевозможные киноцитатники, стихийно созданные в Интернете носителями русского языка. «Киношные» фразеологизмы активно используются во всем коммуникативном пространстве: не только в разговорной речи, но и в публицистике, художественной литературе. 
Таким образом, киноискусство, являясь одним из способов  «интерпретации людьми своих собственных эмоций», включенных, по выражению А. Вежбицкой, во фразеологическую сетку координат, стало в последние десятилетия важным источником пополнения фразеологизмов русского языка.