XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Образ Елизаветы I в романе А. С. Байетт «Дева в саду»

Алиса Яковлевна Климовская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Елизавета I, Байетт.

Тезисы

Рефлексии над образом Елизаветы Английской (1558–1603) посвящен прежде всего пролог романа «Дева в саду» (1978) современной британской писательницы А. С. Байетт (р. в 1936 г.), где с помощью отсылок к поэме Э. Спенсера «Королева фей», портрету Дарнли делается акцент на присущем ей сочетании двух начал: земного и небесного, мужского и женского. Синтез женских черт и качеств государственного деятеля был необходим для преодоления противоречия между женской подчиненностью и положением правителя. Постановка пьесы «Астрея» об основных этапах жизни Елизаветы I является центральным событием романа. Ее роль в юности исполняет главная героиня романа Фредерика Поттер, которая сопоставляется с королевой-девственницей, наделяется свойственной ей двойственностью, которая составляет сущность ее характера. В докладе анализируются сходные черты внешности (рыжие волосы, символизирующие мужскую стихию огня), характера (уверенность в себе, властность, чувственность), модели поведения (независимость, стремление к первенству), образа жизни (неприятие брака) Елизаветы и Фредерики. Сочетая в себе женские и мужские черты Фредерика выражает суть андрогинности, олицетворяет собой новый тип феминности. Байетт ставит вопрос о роли женщины в истории и культуре. Постановка пьесы  приурочена к коронации в 1953 г. Елизаветы II, тем самым, в романе возникает сопоставление двух королев и их царствований. В прологе романа, отнесенном к 1968 г., персонажи вспоминают о своих надеждах на новый золотой век, которые оказываются иллюзорны. Создавая картину семейной и общественной жизни провинциальной Англии 1950-х, отражая социальные перемены, изменения в английской культуре, Байетт испытывает ностальгию по ушедшей елизаветинской эпохе, которая противопоставляется современности.