XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Синтаксические кальки в речи испано-англоговорящих билингвов

Гульнара Камилевна Гималетдинова
Докладчик
доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Зиля Ильсуровна Садыкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

Билингвизм, эритажные языки, трансференция, синтаксические кальки, испанский язык в США.

Тезисы

Актуальность исследования вопросов билингвизма обусловлена мировыми миграционными процессами, происходящими в эпоху глобализации. В докладе рассматриваются вопросы влияния английского языка на речь билингвов, родным языком которых является испанский. На материале видео-интервью (N = 29, общий объем проанализированного звучащего текста — 173 минуты) с представителями второго и третьего поколений испаноговорящих мигрантов в США (N = 11 человек), выявляются и классифицируются синтаксические кальки, являющиеся результатом влияния доминантного (английского) языка на эритажный (испанский). Выделяются наиболее часто встречающиеся типы синтаксических калек из английского языка, которые являются как характеристикой речи большинства интервьюируемых, так и частью их идиолектов, дается социолингвистическое объяснение их появлению в речи различных групп говорящих. На основании проведенного анализа делаются выводы относительно выявленной трансференции. Установлено, что одним из изменений на уровне глагольной группы является калькирование случаев употребления сослагательного наклонения, которое можно подразделить на три типа. К первому относится полное владение говорящими случаями употребления сослагательного наклонения в испанском языке (el subjuntivo), ко второму — частичное владение данной грамматической категорией, к третьему — перенос случаев употребления лексических средств выражения модальности в английском языке на выражаемую морфологически глагольную категорию сослагательного наклонения в испанском языке. Данные наблюдения соответствуют результатам исследований, показывающих поэтапное освоение сослагательного наклонения испаноязычными детьми, что является причиной вариативности проявлений трансференции данной категории из доминантного языка в эритажный.