XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

По следам романа Алена-Фурнье «Большой Мольн»: «Странный праздник» в романах «Великий Гэтсби» Ф. С. Фицджеральда и «Золотая цепь» А. С. Грина

Екатерина Александровна Кондратьева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Символизм, приключенческий роман, Ален-Фурнье, Фицджеральд, Грин, странный праздник, преемственность текстов.

Тезисы

Один из первых знаковых текстов ХХ в. — «Большой Мольн» французского писателя Алена-Фурнье — вобравший в себя противоречивые литературные тенденции предыдущего столетия и представивший их в яркой синтетической форме — должен был, по мнению друга Алена-Фурнье, критика Жака Ривьера, занять свое место в ряду произведений, закладывающих литературные основы новой эпохи. В 1913 г., одновременно с выходом «Большого Мольна», Жак Ривьер выпускает эссе под названием «Приключенческий роман», в котором идет речь о возможных путях развития романа ХХ в. — романа действия и динамики, пронизанного влиянием символизма. Однако война, начавшаяся годом позже, отняла жизнь Алена-Фурнье и изменила ход мировых, в том числе и литературных, процессов. И все же литература ХХ в. была бы совсем иной без влияния текстов, написанных в самом его начале, и без романа Алена-Фурнье, ставшего легендарным во Франции и менее известным за пределами страны — но, парадоксально, именно в зарубежных странах отдельными искорками вспыхивали литературные произведения, наследующие «Большому Мольну». Независимые друг от друга, зачастую синхронные друг другу и без декларации прямого влияния, они вторили роману Алена-Фурнье не только внешними сюжетными поворотами действия, но и внутренней поэтикой, предсказанной Жаком Ривьером (символизм действия). Так, в 1925 г. два романа, не связанные между собой и прямо не апеллирующие к Алену-Фурнье — «Великий Гэтсби» Ф. С. Фицджеральда и «Золотая цепь» А. С. Грина — находят огромное количество пересечений между собой и взаимосвязей с романом французского писателя. Их средоточие — изображение того, что названо в «Большом Мольне» «странным праздником» — торжество в роскошном и безмерном пространстве, кульминацией которого должно стать появление долгожданной женской фигуры.