XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Грамматическое оформление социокультурного дискурса в произведениях С. Носова

Екатерина Сергеевна Зорина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Художественный текст, дискурс, современная художественная проза, синтаксис, пунктуация, институциональный дискурс.

Тезисы

Современный художественный текст представляет интерес для целого ряда наук и междисциплинарных исследований. В результате господства коммуникативного подхода и важности говорящей личности в современной социокультурной реальности особое внимание будет уделено автору во всех его ипостасях, включая автора-реального человека. Для выявления интенции автора применяется понятие дискурс («текст, взятый в событийном аспекте») [Арутюнова, с. 136]. Различные институциональные дискурсы (психологический, социальный и т. д.) открывают текст в поле другой науки. Текст при этом рассматривается как целостное и завершенное произведение, организованное автором. Высказывания, формирующие тот или иной институциональный дискурс, маркируются на грамматическом уровне, что дает возможность для интерпретации.  В текстах произведений С. Носова особую роль играет социокультурный дискурс: значимые явления и события в жизни страны XX–XXI вв. включаются в текст как дискурс размышлений и оценки автора: А бабушка хвасталась: у них был гроб — гражданская оборона. <…> Номер своего противогаза бабушка давно забыла. Она убеждена, что все противогазы давно украдены. Рома не верит этому [Носов, с. 21]. Дискурс советской эпохи и отношения к судьбе ее материального наследия открывается в высказываниях, оформленных несобственно-прямой речью. Позиция автора явлена в ироничной модальной окраске (синекдоха противогазматериальное наследие эпохи) и противопоставлении забытого и ныне волнующего героиню.
Литература
1. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь; под. ред. В. И. Ярцевой. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. С. 136.
2. Носов С. Построение квадрата на шестом уроке. М.: АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2018. 346 с.