XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Особенности интеральной монологической рефлексии персонажа в «Камера обскура» В. Набокова

Мэйянь Ван
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Интеральная монологическая речь, В. Набоков, «Камера обскура».

Тезисы

В романе В. Набокова «Камера обскура», монологическая речь служит основным приемом изображения внутреннего мира персонажа и тончайших движений его души. Интеральная монологическая речь — это внутренний разговор, отражающий душевные конфликты персонажа. Главный персонаж «Камера обскура» — Бруно Кречмар является сложной личностью, находящейся в конфликте с самым собой, колеблющейся между семейными ценностями и жаждой юной девушки, что порождает внутренняя оценочная раздвоенность: несовпадение эмоциональных действий с его рациональными убеждениями в выборе перед решением. На оценочном расхождении порождает нравственные страдания, превращая Кречмара в трагическую личность. Нравственное состояние и направленность мысли Кречмара зависят от контрадикторной композиции эстетической, этической, рациональной и эмоциональной оценочности интерального монолога. Интеральным монологам Кречмара свойственна познавательная и воздействующая функции. В случаях, когда Кречмар сталкивается с затруднением анализа и решения проблем, в его речи увеличивается число приостановок, отдельные слова и словосочетания повторяются, а также появляется система вопросов и ответов — самоподтверждение правильности поступка и самовоздействие на исполнение желания. Кречмар не соблюдает формальностей и не фильтрует свою речь в интеральных монологах. На это указывают: погрешности речи; краткость речи; обрывы речи. Меняющиеся оценочные ориентации и нелогичные предпочтения в отношении к близким людям, своим поступкам и жизненным переменам в интеральных монологах Бруно Кречмара «Камера обскура» проясняют читателям причины его самоуничтожения и иронической трагедии судьбы, в которой физическую страсть не может погасить ни верная жена, ни умирающая от болезни дочь.