XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

К проблеме описания стиха русской эмиграции: метрика Н. А. Щеголева

Ольга Сергеевна Лалетина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Чжан Ивэй
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

История русской литературы, стиховедение, метрика русского стиха, поэзия русской эмиграции, лирика Н. А. Щеголева.

Тезисы

Поэзия русских эмигрантов является объектом внимания литературоведов уже несколько десятилетий. В последнее время все больший интерес вызывает лирика не только западной, но и восточной ветви эмиграции. Между тем в истории поэзии эмигрантов-дальневосточников остаются многие нерешенные вопросы; в их числе вопрос о специфике стиха. Перспективность стиховедческого анализа лирики восточной ветви эмиграции в докладе показана на материале творчества Н. А. Щеголева (1910–1975). В критике, воспоминаниях и литературоведческих статьях поэт получил репутацию экспериментатора. Важнейшими особенностями его лирики исследователи считают усложненность стиховых форм и насыщенность отсылками к русской литературе XIX — начала ХХ вв. В докладе отмеченные направления экспериментов впервые рассматриваются во взаимосвязи друг с другом; в центре внимания — анализ метрического уровня и его корреляций с другими уровнями поэтического целого. Описание метрики позволяет утверждать, что Щеголева нельзя назвать ни новатором, ни архаистом: в выборе размеров поэт предстает типичным представителем своей эпохи. Отказ от использования экзотических структур объясняется установкой на выявление не реализованного потенциала форм русского классического стиха. В этих исканиях различаются три пути: освоение нетрадиционных моделей стиха; разработка необычных графических вариантов размеров и строф; опыты с семантикой стихотворных размеров. Телеология поэтических экспериментов Щеголева определяется историко-культурной ситуацией эмиграции, в которой оторванность от родины ощущается как острая личная проблема: эксперименты со стихом становятся способом сделать наследие русской классики элементом органического синтеза поэзии нового времени, сохранить связь между дореволюционной культурой и культурой советской эпохи.