XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Эмотивный компонент в текстах научно-популярного интернет-дискурса

Yunping Zhu
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Эмотивность, научно-популярный дискурс, интернет-коммуникация, композиция текста, заголовок.

Тезисы

Для современной интернет-коммуникации характерна широкая конвергенция стилей и жанров речи. Это свойственно и функционирующим в ее рамках научно-популярным текстам, что демонстрируется нами на примере анализа материала из научно-популярного журнала «Кот Шредингера». Авторы данного текста, представляя персонажа как заметного исследователя и неординарную личность, прибегают к объединению в одном тексте черт ряда речевых жанров: сообщения от первого лица, интервью, очерка, драматического произведения. В тексте выделяются речевые партии персонажа и авторов, причём последняя выступает комментирующим обрамлением первой, членя ее на 15 тематических фрагментов. Комментарии между фрагментами сходны с ремарками в драме: фиксируют сопровождающие речь эмоции персонажа через номинации его жестов и мимики, что вместе с включенными в текст 4 фотографиями персонажа способствует реализации в сознании читателя зрительных образов, формируя поликодовую содержательную основу текста. Другим приемом популяризации выступает иллюстрирование персонажем научной информации жизненным опытом, также включающим эмоциональную составляющую. Персонаж результаты своей исследовательской деятельности не только оценивает интеллектуально, но и переживает эмоционально, воспринимая их в перспективе влияния на качество жизни людей, чем вызывает положительные эмоции у читателя. Эмотивный компонент при взаимодействии с научным компонентом текста способствует созданию портрета ученого как человека с выдающимися умственными способностями, но не отчужденного от мира обычных людей. Приоритет человеческого над научным задается порядком следования номинаций уже в заголовке: «Рыбный суп, аккумуляторы и будущее цивилизации». Таким образом, эмотивный компонент привлекает читателя к восприятию научной составляющей текста.