XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

«Нарезки» (1967) Уильяма Берроуза — пределы контроля

Дарья Валентиновна Барышникова
Докладчик
соискатель
RWTH Aachen

Ключевые слова, аннотация

Уильям Берроуз, экспериментальное кино, техника нарезок, когнитивная нарратология, репрезентация процессов сознания.

Тезисы

Специфика экспериментов Берроуза с техникой нарезок, причём в рамках любого выразительного средства — будь то литература, аудиозаписи или кино, — состояла в том, что ставя под вопрос природу воспринимаемой реальности, нарезки создавали и исследовали иные реальности, тем самым показывая, что безусловные истины являются культурными конструктами и представляют собой одну из форм контроля. Главная цель техники нарезок, «случайно» пере-изобретенной в 1959 г. авангардным художником Брайоном Гайсиным, состояла, по заявлениям ее адептов, в том, что нарезки, воссоздавая постоянную фрагментацию чувственного опыта или показывая действие психосенсорных процессов, снимали тотальность (как властную структуру) любого текста. Нарезки сложно, если вообще возможно, воспринимать как связный текст, ибо в них нет ни сюжета, ни последовательного развития. Тем не менее, в процессе восприятия текста или кинофильма, в результате эмоциональной или буквально физической вовлеченности в переживание ритмических и смысловых повторов, движения, визуальных образов, зрители могут на основе данных фильмом «подсказок» или отправных «координатных точек» формировать собственные истории, прямо или косвенно вытекающие из того, что происходит на экране. В докладе рассматриваются способы репрезентации контроля в фильме «Нарезки» — какие средства киноязыка (звук, построение сцен, монтаж) используют авторы фильма, и обсуждается, как (и если) техника нарезок может быть использована для противостояния властным структурам языка, идеологии, социума. Какие когнитивные процессы представляются на экране и какое воздействие они могут иметь на зрителя.