XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Особенности авторизации в массмедийной интернет-коммуникации (на примере медиатекста «Bericht»)

Наталия Семеновна Супоницкая
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Медиатекст, массмедийная интернет-коммуникация, категория автора, авторизация, адресация.

Тезисы

В докладе на примере медиатекста «Bericht» анализируется речетворческая деятельность автора-журналиста, который применяет разнообразные способы и формы самообозначений, моделируя и воспроизводя отношения с целевым адресатом в контексте социальных отношений в сфере массмедийной коммуникации.
В немецком массмедийном пространстве тип медиатекста «Bericht» представляет собой сообщение с определенной структурой, в котором передается объективная информация об актуальном положении дел. Материалом исследования послужили тексты из профессиональных веб-изданий (Süddeutsche Zeitung, Spiegel) с журналистскими материалами новостного характера. В массмедийной коммуникации роли субъектов обусловлены самим медиатекстом, его спецификой и свойствами. Фокусирование внимания на речемыслительных и лингводискурсивных основаниях авторизации помогает вскрыть, как автор воспринимает себя как участника процесса в массмедийной коммуникации, какие роли он выбирает для реализации авторского замысла, как он моделирует и маркирует прагматические установки и коммуникативные операции, а также как предвосхищает оценочные реакции аудитории. Кроме того, авторский замысел неизбежно оказывается связан с образом того адресата, к которому обращен данный текст. Процесс передачи и восприятия информации получается более аргументированным и эффективным в том случае, если автор сохраняет ориентированность на потенциального адресата и желание облегчить ему понимание новой информации. Такая ориентация на читателя позволяет выбрать необходимые языковые средства и соответствующие принципы текстообразования в конкретной коммуникативной ситуации. В докладе акцентируется, что в медиатекстах взаимодействие автора (журналиста) и адресата (аудитории) инсценируется на основе сопричастности к реальным жизненным событиям.