XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Речевой облик персонажа в контексте рефлексии 90-х (на материале романа «Дождь в Париже» Р. Сенчина)

Ирина Михайловна Вознесенская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Язык современной литературы, речевой портрет, обучение РКИ.

Тезисы

Роман «Дождь в Париже», вышедший в 2019 г., вошел в шорт-лист литературной премии «Большая книга» и представителен как для творчества Р. Сенчина, так и для современной российской прозы в целом. Обращение к данному произведению позволяет выявить языковые средства, используемые автором для художественного изображения российской действительности постсоветской эпохи, для создания образа героя (А. Топкина), жизнь которого отражает специфику времени 90-х, остающегося сложным и недостаточно раскрытым в литературном осмыслении. Речевая характеристика персонажа предполагает анализ как прямой речи в диалогическом общении, так и внутренней речи, отражающей размышления и осмысление героем прожитых событий и пережитых отношений в непростой период социальных изменений конца ХХ в. В речевом облике персонажа выявляются  языковые единицы, отражающие его социальные и личностные черты, индексы/маркеры речевого поведения, характеризующие реалии 90-х и ценностную картину мира героя как человека своего времени. Важную роль в речевой структуре данного произведения также играет речь близкого герою повествователя, включающая изобразительные и оценочные детали. Наблюдения над речевыми средствами, формирующими образ А. Топкина, позволяют вывести анализ текста на основные компоненты смысла произведения — вопросы внешней и внутренней жизни человека в эпоху перемен. Чтение современной литературы и данного произведения, в частности, в аудитории студентов-иностранцев требует от преподавателя поиска оптимальных путей выявления смысла, построения интерпретации с опорой на языковые средства. Такой анализ позволяет углубить понимание и восприятие текста, вызвать сопереживание. Наблюдения над речевым обликом персонажа также позволяют отметить черты идиостиля писателя Романа Сенчина.