XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Бегущий человек и пространство контроля

Любовь Дмитриевна Бугаева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Контроль, американский кинематограф, сюжет о побеге, криминальные новости, детективный триллер, криминальная драма.

Тезисы

Контроль может быть предметом изображения на киноэкране и принимать разные формы — от наблюдения и слежки (информационный контроль, общественный контроль, конспирологические теории…) до ограничения или лишения физической свободы (тюрьма и заключенные, узники войны…) или контроля за сознанием (пропаганда, лоботомия…). Кроме того, контроль в кино может проявляться как цензура, наблюдение «сверху», то есть контроль власти за кинопродукцией, и как ответное наблюдение за властью «снизу», когда фильм, к примеру, выступает свидетельством о преступлении. Сопротивление контролю, в частности побег, обнажает формы контроля, а пересечение границы контролируемого пространства очерчивает само это пространство.
В центре внимания — криминальный сюжет о побеге/бегстве преступника и/или подозреваемого и новостное сообщение о нем. В ходе анализа рассматриваются вариации сюжета о побеге/бегстве, а также раскрывается мотивационная и знаковая функция в структуре кинотекста новостного сообщения о ‘беглеце’, которое может как следовать за событием, так и разворачиваться одновременно с ним. Фигура беглеца и сообщение о нем предстают в результате как самостоятельное в семиотическом плане единство — некая «связка», вариации и конфигурации которой задают определенные повороты сюжета в американском детективном триллере и криминальной драме как в кино, так и в литературе.