XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Нарративная дистанция в советском киносценарии 1920-х гг.: на примере сценариев к фильму В. И. Пудовкина «Потомок Чингис-хана»

Сергей Александрович Огудов
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Госфильмофонд

Ключевые слова, аннотация

Нарративная дистанция, киносценарий, литературный сценарий, режиссерский план, В. И. Пудовкин.

Тезисы

Проблема дистанции является одной из наиболее обсуждаемых в нарратологии со времен классических работ У. Бута и Ж. Женетта. Несмотря на поворот современной нарратологии к интермедиальным исследованиям, роль дистанции в сценарном повествовании до сих пор не была сколько-нибудь изучена.
Варьирование дистанции, которая может по-разному проявляться в литературном и режиссерском сценариях, задает динамику воплощения событий киноповествования. Мы рассмотрим изменение дистанции на примере сценариев к фильму «Потомок Чингис-хана» (1928 г.), снятого на основе литературного сценария О. М. Брика по режиссерскому плану В. И. Пудовкина. Изучение дистанции позволит проследить, как менялся масштаб охвата событий, показ которых составлял конечную цель работы над фильмом.
  1. Нарратологическая концепция дистанции позволяет провести разграничение между рассказчиком и персонажем, типами повествовательных ситуаций и уровнями диегезиса.
  2. Одной из наиболее важных характеристик нарратива, определяемых фактором дистанции, является степень вовлеченности читателя в происходящие события.
  3. Нарративная дистанция в сценарном тексте ранее не была исследована. В нашей работе мы проследим, как меняется нарративная дистанция при переходе от литературного сценария к режиссерскому. Эти изменения предопределяют представление событий в киноповествовании.
  4. Известную дискуссию о сценариях к фильму «Потомок Чингис-хана» мы рассмотрим с точки зрения проблемы дистанции. При создании режиссерского плана фильма В. И. Пудовкин изменяет дистанцию по отношению к событиям будущего фильма, заданную в литературном сценарии О. М. Брик, что ведет к изменению общей концепции фильма.