XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Лингвостилистические и структурные особенности публицистических текстов М. Кучерской

Елена Владимировна Соколова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Публицистика, жанр, колонка, структура, лингвостилистические особенности, язык писателя.

Тезисы

Колонка — один из наиболее молодых публицистических жанров. Это синкретичное образование, характеризующееся свободным типом повествования. В рамках очень короткого текста автор должен ярко, эмоционально выразить свою точку зрения на актуальное событие, изложить и проанализировать освещаемый материал, обращаясь в первую очередь к категории художественного образа. Колонки М. Кучерской по своему объему обычно не превышают 2850 знаков. Они обладают однотипной структурой: первый из шести абзацев знакомит с проблемой, последний отвечает на проблемный вопрос, второй и третий описывают обсуждаемую ситуацию, пятый убеждает читателя в истинности позиции автора. Четвертый абзац может развивать мысль 3-го или подводить к финальному выводу. Колонки М. Кучерской можно отнести и к злободневным, и к исповедальным. В соответствии с персуазивной стратегией автора формируется набор лингвостилистических средств: ирония, создаваемая за счет расширения сочетаемости лексических единиц;  интертекстуальность (аллюзии, намеки, перифразы, реминисценции, цитирование), разговорные выражения как средство актуализации смыслов; полемичность, реализуемая в первую очередь за счет риторических вопросов, обращений; парцелляция, цель которой состоит в повышении убедительности аргументов автора за счет эмоционально насыщенного лаконизма, отрицающего возможность каких-либо возражений. Данный набор лингвостилистических средств показывает, что, несмотря на отражение в текстах колонок многих особенностей языка СМИ начала XXI в., М. Кучерская отбирает из них лишь те, которые способны адекватно передать ее картину мира и органично вписаться в то общее понятие, которое называют языком писателя.