XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Духовно-нравственный аспект личности в истории и литературе

Вера Юрьевна Исак
Докладчик
аспирант
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Ключевые слова, аннотация

Духово-нравственное воспитание, личность, родина, патриотический, старшеклассники.

Тезисы

Знание истории помогает человеку не только обрести духовные силы, но и увидеть в ней историю борьбы своего народа за самобытный собственный духовный лик. Ярким примером проявления патриотизма могут быть подвиги великих личностей в российской истории: Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других сподвижников и защитников Отечества. Литература — искусство слова — обладает глубоким познавательным и воспитательным воздействием, влияет на развитие мышления и речи подрастающего поколения. Именно литература может и должна стать основой патриотического и духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. Изучая литературное произведение в школе на уроках русской литературы, очень важно обратить внимание обучающихся на личность героя, его переживания и чувства, на его выбор и ценности, представления о добре и зле, а также условия, при которых эти убеждения формировались. В любом литературном произведении главное — это человек, его поступки и внутренний мир переживаний и чувств. Сила и значение русской литературы в том, что, воздействуя одновременно на ум, эмоции, чувства детей, она заставляет думать, переживать и сопереживать. Литература, как искусство слова, имеет огромный потенциал по воздействию на человеческую душу, особенно на душу ребенка. В современной педагогической парадигме делается акцент на возрождение национального самосознания путем реализации накопленных духовно-нравственных, национальных и православных ценностей нашего общества. Художественная русская литература и отечественная история обладают огромным потенциалом на обучающихся и влияют на развитие у учеников таких качеств как: уважение, любовь, духовность, нравственность, патриотизм, воля, честь и достоинство.