XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Первый советский «Трамвай „Желание“»

Максим Михайлович Гудков
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Т. Уильямс, американская драматургия, советский театр, 1970-е гг., Московский театр имени В. В. Маяковского, пьеса «Трамвай „Желание“».

Тезисы

Хотя между СССР и США официальные дипломатические отношения долгое время не были установлены (это произойдет лишь в 1934 г.), на советской сцене американская драматургия появляется уже в 1920-е гг. Бесспорно, одним из самых значительных достижений в истории наших культурных связей на раннем этапе был знаменитый о’ниловский цикл, поставленный в Московском Камерном театре — «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1926) и «Всем детям Божьим даны крылья» под заглавием «Негр» (1929). В 1930-е и в первой 1940-х гг. в СССР, как правило, ставились пьесы лево-радикальных драматургов США — Клиффорда Одетса и Лиллиан Хеллман. После окончания Второй Мировой войны «Железный занавес» на долгие годы оборвал культурный диалог двух сверхдержав. Возобновление интереса к американской драматургии на советской сцене стало возможным только после смерти Сталина. В 1960–1970-е гг. театры СССР обратились к произведениям современных заокеанских драматургов — прежде всего, А. Миллеру, Т. Уильямсу и Э. Олби. Однако в силу господствующей идеологической цензуры и мощной театральной традиции психологического реализма американская драматургия была подвергнута на советской сцене значительным купюрам и искажениям. Ярким примером данной тенденции является первая постановка в Советском Союзе пьесы Т. Уильямса «Трамвай „Желание“» в 1971 г. в Московском театре имени В. В. Маяковского (режиссер А. А. Гончаров). Анализ сценического воплощения драмы Уильямса, а также его рецепции советской критикой и зрителем дается на основе ранее неизвестных материалов из архива и музея Московского театра имени Маяковского.