XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Латынь в музыкальных текстах А. Онеггера

Валентина Владимировна Азарова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Латынь, музыкальный текст, Онеггер, симфония.

Тезисы

В музыкальных текстах А. Онеггера (1892–1955) латынь является интегрированным в композицию элементом двух крупных концепций: драматической оратории «Жанна д’Арк на костре» (1935–1943) и симфонии №3 «Литургическая» (1946). В состоящей из пролога и 11 сцен драматической оратории, написанной на текст поэмы П. Клоделя, сквозное вокально-симфоническое развитие имеет формула с латинским текстом смертного приговора Жанне д’Арк: «Comburatur igne» («Да сгорит в огне»). В сцене IV хор скандирует фразу «Moriatur Stryga» («Смерть ведьме»). Наряду с латынью католической литургии произведение содержит раздел на макаронической латыни, сходный по смыслу с третьей интермедией из комедии Мольера «Мнимый больной». Следуя традиции Мольера, разоблачившего консилиум некомпетентных докторов медицины, Онеггер обнаружил преступные действия судей, приговоривших Жанну д’Арк к смертной казни. Хор от имени участников суда над главной героиней исполняет шутовской канон-гимн на макаронической латыни, имеющий автономный уровень смысла в пространстве художественного текста произведения. Литургическая и макароническая латынь в произведении представлена в соединении с французским языком.«Литургическая» симфония Онеггера — одно из выдающихся произведений ХХ в., созданных в память о трагедии Второй мировой войны. Заимствованные из католической мессы названия трех частей выражают борьбу в сердце человека между слепым насилием и стремлением к миру. I часть «Dies irae» («День гнева»); II часть «De profundis clamavi ad Te, Domine» («Из бездны взываю…»); III часть «Donanobis pacem» («Даруй нам мир»). Поэтому симфония получила название «Литургической». Использование композитором латыни обнаруживает драматургический принцип временно́й многомерности, позволяющий воспринимать произведения Онеггера как актуальные.