XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Актуальный рок-театр: звук в действии

Юрий Викторович Доманский
Докладчик
профессор
Российский государственный гуманитарный университет

Ключевые слова, аннотация

Рок-театр, рок-поэзия, актуальный театр.

Тезисы

На сегодняшний день взаимодействие рока и отечественного театра весьма многообразно. И получающийся в результате такого взаимодействия синтез рока и театра в рок-театр актуализирует такие смыслы рока и такие смыслы театра, которые при автономном их существовании относительно друг друга скрыты, а возможно, и вовсе не существуют. На современной сцене примеров обращения к року стало довольно много, и все они предлагают в системе довольно-таки широкий спектр различных типов обращения театра к року, различных способов взаимодействия рок-искусства и искусства театра. И если прежде рок вписывался в театр, подчиняясь его законам (рок-опера это всё-таки больше опера, чем рок), то теперь рок делает театр под себя, а театр адаптируется под рок. В результате формируется то уникальное явление, которое и можно смело назвать рок-театром — по аналогии с давно сложившимся и успешно существующим в нашей стране рок-кино. Именно сейчас театр стал так активно включать в спектакли рок, потому что рок вошел в ту фазу, когда его можно и следует признать классикой, а театр — в ту фазу, когда ему для утверждения новых принципов нужна новая классика, классика, как это ни парадоксально звучит, актуальная. В докладе предполагается рассмотреть способы перекодировки рока, по природе своей искусства звучащего, в театральное действо на примере некоторых образцов актуального рок-театра, в которых рок становится и объектом рефлексии, и рефлексирующим субъектом.