XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Русские порядковые числительные «пятый» и «десятый»: функционально-семантическое разнообразие в устной и письменной речи

Алёна Игоревна Кудлаева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 215-А
2018-04-18
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Устная речь обладает особенностями на всех уровнях языка. Говоря о лексическом уровне, можно отметить, например, изменение или утрату значения тех или иных единиц и переход их в разряд прагматем. Так, единицы пятый и десятый не всегда возможно отнести к числительным, так как они способны терять связь с идеей счёта. Доклад представляет собой результаты функционально-семантического анализа единиц пятый и десятый в устной и письменной речи.

Тезисы

В настоящее время русская устная речь широко изучается. Исследования в этой области говорят о том, что устная речь имеет свойства, отличные от особенностей письменной речи. Это выражается на всех уровнях языка: фонетическом, морфологическом, лексическом и синтаксическом. В данной работе был проведен анализ на лексическом уровне.
Повседневная речь богата примерами полной или частичной утраты основного лексического значения некоторых единиц и переход их в разряд прагматем. Так, единицы пятый и десятый не всегда с уверенностью можно назвать числительными:

1) Я раньше знала / первый / второй / третий / пятый / десятый
полетел [Беседа с социологом на общественно-политические темы (Воронеж) // Фонд «Общественное мнение», 2003];
2) [Глазычев, муж] Дальше всё известно / технология известна / в зависимости от средств вы сделаете то / другое / третье или пятое [Мастер-класс В. Глазычева «Проектное воображение и проектная готовность» // Из коллекции НКРЯ, 2001].
В этих примерах, помимо анализируемых единиц, имеются и другие,
 которые можно трактовать скорее как числительные (первый, второй, третий, третье). Наблюдается связь со счетом, но уже не так четко, так как десятый сразу следует за пятым в первом фрагменте, а пятый за третьим — во втором. Таким образом, появляется аппроксимация. В некоторых контекстах исследуемые единицы уже вовсе нельзя назвать числительными, так как идея счета не обнаруживает себя:
3) [Г. Симонова, жен] Я сказала: «Ни то / ни другое / ни пятое меня не трогает [На краю… (Владивосток). Д/ф из цикла «Письма из провинции» (ТК «Культура») 2009]; 
4) [Светлана] И зачем мне вот это все нужно / это все оформлять / себе / мужу / всё это прочее / десятое [Беседа с социологом на общественно-политические темы (Москва) // Фонд «Общественное мнение», 2003].
В этих случаях пятый и десятый перешли в разряд прагматем. 
В результате анализа единиц пятый и десятый предполагается получить свидетельства того, что в устной речи данные прагматемы используются чаще, чем в письменной.