XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Сюжетные архетипы в творчестве Н. В. Гоголя

Екатерина Владимировна Маюк
Докладчик
студент 4 курса
Воронежский государственный университет

ауд. 188
2018-04-19
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу сюжета поиска в повестях трех сборников Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести». 
В ходе исследования были выявлены три варианта данного сюжета: герои ищут другого человека, вещь или ответ на волнующий вопрос. Сюжет поиска оказывается тесно переплетен с контактами героев с нечистой силой, которая от сборника «Вечеров...» к повестям петербургского цикла все чаще и явственнее проникает в мир человека и получает неограниченную власть в нем.

Тезисы

В середине XX в. Х. Л. Борхес опубликовал свою новеллу «Четыре цикла», в которой выразил мысль о том, что все сюжеты мировой литературы можно свести к четырем основным, так называемым «архетипическим» сюжетам. Классификацию Борхеса, широко известную в мировом литературоведении, целесообразно применить при изучении творчества Н. В. Гоголя, которое актуально рассматривать в русле архепоэтики. Оказалось, что у писателя преобладает сюжет поиска. Все повести с этим сюжетом можно разделить на три группы: произведения, в которых нечистая сила ищет человека, повести, в которых сам человек ищет нечистую силу, а также те новеллы, в которых герои ищут другого человека, вещь или ответ на волнующий вопрос. К первой группе мы отнесли такие произведения, как «Сорочинская ярмарка», в котором нечистая сила бродит по свету в поисках частей свитки, «Вечер накануне Ивана Купала», где колдун ищет человека для обряда в магическую ночь, «Портрет» (в нем нечистая сила ищет воплощения в мире человека). Во вторую группу входят повести «Пропавшая грамота», в которой герой ищет пропажу у ведьм, и «Ночь перед Рождеством», где кузнец ищет «нечистого», чтобы исполнить волю возлюбленной. К третьей группе относятся повести «Майская ночь, или утопленница» (в ней Левко ищет разрешения конфликта с отцом), «Заколдованное место» (герой ищет клад), «Невский проспект» (герой ищет девушку, которую встретил на Невском), «Нос» (поиск неожиданно пропавшего носа), «Записки сумасшедшего» (поиск смысла жизни, граничащий с безумием героя). Мы видим, что сюжеты поиска в гоголевских повестях оказываются очень разнообразными по своей тематике и объекту поиска. Поиск тесно переплетен с контактами героев с демоническими силами и может завершиться как победой («Майская ночь…», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством» и др.), так и поражением («Вечер накануне Ивана Купала», «Вий», «Портрет» и др.). Поражение вызывается либо самой опасностью контакта (напр., «Вечер накануне Ивана Купала»), либо измельчанием героя («Вий»), либо затаенным в душе соблазном («Портрет»). Сюжеты сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» еще очень тесно переплетаются со сказочными сюжетами и мотивами, в них мир человека еще мало поврежден проникновением потусторонних сил. Но от повести к повести перспектива поиска делается все более неясной, практически исчезает возможность удачного разрешения ситуации, а в «петербургских» повестях такая возможность исключается вовсе. Успех поиска героя больше не зависит от его усилий, а лишь оказывается частью макропоиска демонического мира, который все больше проникает в мир человека и пытается получить неограниченную власть в нем.