XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Тропы как способ реализации приёма остранения в романе Е. И. Замятина «Мы»

Хунюань Ван
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 188
2018-04-19
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу остраняющей функции тропов в романе Е. И. Замятина «Мы». Такие тропы, как метонимия, метафора и эпитет, в романе приобретают новый семантический потенциал, благодаря их использованию текст устанавливает связь с изобразительным искусством и точными науками. Каждый математический знак или геометрическая фигура, появляющиеся в тексте, превращаются в неопределённый образ, остраняются. Целостное восприятие произведения оказывается возможным только при учёте читателем сложных смысловых связей, лежащих в основе структуры художественного текста.

Тезисы

Целью данного исследования является анализ остраняющей функции тропов в романе Е. И. Замятина «Мы». Особое значение имеют математические знаки и геометрические фигуры. Их обозначения употребляются как в прямом, так и в переносном значении, за счёт чего художественная структура текста становится комплексной. Кроме того, эти образы позволяют увидеть связь художественной манеры Замятина с изобразительным искусством.
Одним из самых заметных тропов в романе является метонимия — обозначение человека через какую-то деталь его внешности (она сочетается с метафорой, когда черты персонажа сопоставляются с геометрическими фигурами и математическими знаками). Важную роль играет и цветовой эпитет. Внешность персонажей представляет собой сочетание цвета и формы, и такое сочетание насыщает образ дополнительными смыслами. Интересно и то, что описание внешности героинь I-330 и О-90 оказывается созвучно теоретическим положениям об искусстве, высказанным В. В. Кандинским. В описаниях I обычно присутствуют треугольник и жёлтый цвет, а О — это круглая фигура с синими глазами. По мнению Кандинского, форма может усиливать или ослаблять звучание цвета, «жёлтое сильнее выявит свою остроту в треугольнике, а синее свою глубину — в круге». Кроме того, жёлтое и синее — типично земная и небесная краски — противоположны друг другу. Жёлтое связано с безумием, а углублённое синее «даёт элемент покоя». Характеристики героинь и их отношения в романе аналогичны этому противопоставлению.
Метафорические образы в романе тоже неоднозначны. Напр., Д-503 считает, что он, О-90 и R-13 составляют треугольник. С одной стороны, треугольник служит метафорой; с другой стороны, мы можем его рассматривать с точки зрения геометрии, ассоциируя его с упомянутыми в повествовании математическими теоремами и аксиомами, и тогда математическое приобретает свойство художественного.
Таким образом, эффект остранения в тексте создаётся за счёт того, что отношения между персонажами описаны через хорошо знакомые читателю математические принципы и знаки, благодаря которым устанавливается ассоциативная связь литературы с точными науками; математические принципы находят отражение также и в сюжетном развитии романа.
Рассказчик постоянно обращается к абстрактным понятиям и использует слова в переносном значении. Однако то, что нам кажется метафорой или метонимией, повествователь зачастую понимает как доступное в эмпирическом опыте; математичерское мышление героя-инженера определяет его восприятие окружающего мира, за счёт чего абстрактное, научное мышление фактически отождествляется с мышлением образным, художественным.
В заключение следует отметить, что в романе Замятина «Мы» тропы служат одним из важнейших способов реализации приёма остранения.