XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Метрическое своеобразие поэзии В. В. Вейдле

Алина Сергеевна Гарифжанова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 188
2018-04-20
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Объектом исследования стала поэзия В. В. Вейдле, выдающегося мыслителя первой волны русской эмиграции. Его поэтическая система предполагает использование довольно далеких в метрическом отношении форм. Структура текстов, в зависимости от того, написаны они классическими или неклассическими размерами, оказывается либо строго упорядоченной, либо, наоборот, ослабленной. Оппозиция классических и неклассических размеров позволяет говорить о двух полярных стратегиях выбора метрики. 

Тезисы

Владимир Васильевич Вейдле (1895—1979) — крупный искусствовед и литературовед первой волны русской эмиграции, культурфилософ, поэт. Его философские и критические  работы по-настоящему привлекли внимание исследователей в 1990-е гг., но стихотворное наследие Вейдле до сих пор не изучалось.
Единственная поэтическая книга Вейдле «На память о себе» вышла в 1979 г. скромным тиражом в 500 экземпляров. Стремление оставить о себе память, отраженное в названии книги, было присуще всей деятельности Вейдле в 1970-е гг.: он пишет мемуары, составляет оглавления для новых сборников своих книг, задумывает итоговый двухтомный труд по теории искусства, из которого закончить он успел лишь первый том, известный сейчас как «Эмбриология поэзии» (1980). И все же стихотворство занимает для автора особенное место в этом ряду: «стихи от личности отделить трудней» — пишет Вейдле в послесловии к своему поэтическому сборнику, поскольку только они дают возможность «со-чувствования», воображения того, что происходит в чужой душе. 
Доклад посвящен описанию особенностей метрического репертуара Вейдле. Его поэтическая система предполагает использование довольно далеких, во многом оппозиционных в метрическом отношении форм. Структура произведений, написанных классическими размерами, отличается строгостью: они рифмованы и равноударны, для них не характерны отступления от основного размера. В тоническом стихе, напротив, нередки нерифмованные, неравноударные, переходные метрические формы. Тонический белый вольный стих для поэта является обычной практикой. Противопоставление классических и неклассических размеров прослеживается даже в выборе ведущих размеров — четырехстопный ямб и вольный тактовик. Устройство поэтической системы Вейдле позволяет говорить о двух полярных стратегиях выбора метрики. 
«Маргинальным традиционалистом» называл мыслителя И. А. Доронченков. Эта парадоксальная оценка была дана научной системе Вейдле, но представляется, что она справедлива и для описания его поэзии.