XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образы юродивых в романе Е. Г. Водолазкина «Лавр»

Анастасия Павловна Котова
Докладчик
магистрант 1 курса
Вологодский государственный университет

ауд. 188
2018-04-18
16:50 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются основные способы изображения юродивых в романе Е. Г. Водолазкина «Лавр». Предпринимается попытка определить, как с помощью портрета создаются образы юродивых. Выявляются поведенческие характеристики юродивых (Арсения (Устина), Фомы, Карпа) в произведении Водолазкина, и анализируется речь данных персонажей. Делается вывод о том, что речь — главный способ создания образов юродивых и что речевые характеристики служат средством индивидуализации персонажей.

Тезисы

Творчество Е. Г. Водолазкина вызывает интерес у ученых. Однако ряд вопросов остается недостаточно изученным. В докладе мы рассмотрим основные способы изображения юродивых в романе Водолазкина «Лавр». Задачи исследования:
1) определить, как с помощью портрета создаются образы юродивых; 2) выявить поведенческие характеристики юродивых в романе; 3) проанализировать речь юродивых.
В романе «Лавр» изображены три юродивых: Фома, Карп и Арсений (Устин). Фома и Карп — персонажи статичные (не описывается эволюция данных образов). Арсений (Устин) — персонаж с изменчивым характером, и юродство — один из этапов его жизни.
Портретные характеристики Фомы и Карпа в тексте не приводятся. Однако стоит обратить внимание на изменение внешнего облика Арсения в начале пути юродства: спутавшиеся бесцветные волосы, свалявшийся пух вместо бороды, ввалившиеся щеки, струпья и вши, лохмотья свидетельствуют об отказе Арсения от своего тела и личности.
Поведенческие характеристики являются одним из основных способов изображения персонажей. Описывая действия юродивых, автор опирается на древнерусскую традицию: юродивые борются с плотью (напр., почти не употребляют пищу, ходят раздетыми на морозе и т. п.), видят бесов, могут предсказать будущее, их поступки неожиданны для общества (напр., бросание камней в спины благочестивых людей Арсением, избиение Фомой юродивого Карпа и т. п.). Но в «Лавре», в отличие от древнерусских памятников, делается акцент на изображении чувств героев и их внешних проявлений. Так, мальчик, который напомнил Арсению его мертвого сына, вызывает у юродивого поток эмоций. Внешние проявления чувств гиперболизированы (плачет, захлебывается от рыданий, рыдания сотрясают его).
Речь персонажей является, на наш взгляд, главным способом изображения юродивых. Монологи Арсения (внутренние и внешние), раскрывающие характер героя, в период юродства обращены лишь к умершей Устине, его вопросы не требуют ответа (назовем этот процесс автокоммуникацией). Речь Карпа скудна и неразборчива. Арсений и Карп отказались от общения с людьми, но и упоминания о том, что юродивые молятся, редки (Арсений, напр., чаще обращается к Устине, чем к Богу), что свидетельствует об отходе от средневековой традиции.
Наиболее насыщенной и индивидуализированной является речь Фомы. Его реплики содержат либо объяснения поступков юродивых, либо наставления и предсказания. 
В речи персонажа можно встретить слова разных стилистических (высокая (сокрушу), нейтральная (приятно), сниженная и грубая (говнюк), обсценная лексика (х*й в пальто)) и временных пластов (архаичная (дабы) и современная (коллеги) лексика). 
Таким образом, основными способами изображения юродивых в романе «Лавр» являются портретные, речевые и поведенческие характеристики персонажей.