XLVII Международная филологическая научная конференция

Экзистенциальные стратегии в романе Р. Райта «Посторонний»

Александра Владимировна Черкасова
Докладчик
ассистент
Запорожский национальный университет

190
2018-03-21
13:10 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

Р. Райт; "Посторонний"; экзистенциализм; подлинность и неподлинность существования; ангажированность

Тезисы

Роман «Посторонний» («The Outsider», 1953) американского писателя Ричарда Райта (1908–1960, Right) является произведением, в котором прослеживается значительное влияние широкого спектра экзистенциалистской теории. Особый интерес составляет демонстрируемое персонажами романа разнообразие стратегий в плане дихотомии подлинности-неподлинности существования.
Представители категории das Man потребляют заимствованные ценности как в плоскости конвенционной морали (например, мать Кросса, Глэдис, Дот), так и в рамках коммунистического учения (Менти, Боб Хантер, Сара). Маркером аутентичности выступает принадлежность к посторонним, вненаходимость относительно признанных обществом норм, поэтому среди посторонних романа – его главный герой чернокожий Кросс Деймон, коммунисты Гил и Хилтон, горбун Хьюстон, художница Ева.
Идеологический конфликт, разворачивающийся между Кроссом и коммунистами, укладывается в двухфазовую парадигму атеистического экзистенциализма. Для коммунистов характерна негативная фаза: они отказываются от априорных конструкций, но не желают изобретать собственные ценности, отрицая человеческую личность и видя в ней лишь средство в борьбе за власть в абсурдном мире, тем самым беря на себя роль богов. Кросс, оказавшийся в искусственной ситуации абсолютно свободного человека с элиминированным прошлым, совершает убийства из неприятия данной установки, однако также не переходит к позитивной фазе самоосуществления, а признание в собственной невинности закрепляет его статус человека абсурда и неспособность вовлекаться в человеческие обязательства. Идеологическое разоблачение и невозможность установления коммуникации с Евой в конечном итоге приводят его к осознанию необходимости человеческой солидарности, что созвучно сартровским идеям ангажированности и общей борьбы.