XLVII Международная филологическая научная конференция

Зачем и как изучать фонетическую редукцию словоформ в детской речи?

Елена Игоревна Риехакайнен
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

215-а
2018-03-27
16:35 - 17:05

Ключевые слова, аннотация

редукция словоформ; детская речь; фонетика; онтолингвистика; ментальный лексикон; русский язык; порождение и восприятие речи

Тезисы

Фонетическая редукция словоформ, т.е. выпадение одного или нескольких звуков, является неотъемлемой характеристикой любой разновидности устной речи. Статус таких единиц вызывает вопросы при описании как порождения речи, так и восприятия речи. Для моделирования обоих процессов важно, хранятся ли редуцированные единицы в ментальном лексиконе в качестве самостоятельных единиц и, если да, то как они туда попадают. Ответы на эти вопросы, как представляется, могут дать исследования, посвященные формированию ментального лексикона в различных условиях: при изучении иностранного языка и при овладении родным языком.
В докладе будет представлен разработанный автором подробный план исследования редукции в детской речи, которое будет направлено на определение того, в каком возрасте появляется редукция в детской речи, какие слова в первую очередь подвергаются редукции и влияет ли частотность слов в речи ребенка на их фонетическую полноту. Особого внимания при этом заслуживают реализации в детской речи тех словоформ, которые в речи взрослых регулярно подвергаются редукции или даже встречаются в редуцированном виде чаще, чем в нередуцированном (например, «сейчас», «сегодня», «тебя» и др.). Планируется изучать речь детей 3-5 лет, поскольку к этому возрасту (при отсутствии патологии) можно говорить о том, что речевой навык в целом сформирован, и собственно редуцированные реализации могут быть отграничены от тех, которые являются следствием несовершенства артикуляторных навыков. В перечень источников материала должны войти как расшифровки уже существующих корпусов детской речи, так и новые записи детских нарративов.
Исследование выполняется при поддержке Гранта Президента Российской Федерации для молодых кандидатов наук №МК-6776.2018.6.