XLVII Международная филологическая научная конференция

Художественное своеобразие темы смерти в современной духовной поэзии (на примере творчества Е. Шварц и Дж. Хилла)

Елена Ивановна Чебанная
Докладчик
соискатель
Кубанский государственный университет

2-у
2018-03-20
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Духовная поэзия; тема смерти; воскресение; мотив пустоты; мотивы битвы; барочные мотивы. 

Тезисы

При всей эклектичности современной поэзии вполне обоснованно выделить в ней особое тематическое направление – духовную поэзию. Это явление ярко проявилось в русской, и в англоязычной литературе вт. пол. XX в. Цель нашей работы – рассмотреть художественное своеобразие темы смерти в современной духовной литературе на примере творчества Е. Шварц и Дж. Хилла (Hill).
Во-первых, смерть в анализируемых произведениях представляется как некий рубеж, не завершающий бытие, а качественно его трансформирующий. Тексты полны аллюзий на Апокалипсис, сюжет Евангелий, античные и языческие мифы о возрождении растительного божества. При этом, убеждённость в неокончательности смерти связана у обоих поэтов не только с их религиозно-философскими установками, но и с общим представлением о мире как о бескрайнем хаотическом пространстве, в котором жизнь и смерть нераздельны.
Во-вторых, тема смерти выражается в мотивах полёта, освобождения, покоя, которые, однако, реализуются скорее негативно. И у Шварц, и у Хилла частотны образы пустоты, тишины, тьмы, хаоса, хотя и реализуются в разных художественных манерах.
В-третьих, тема смерти сопрягается с моментом познания истины, прояснения вопросов к бытию. В творчестве обоих поэтов Бог представляется как амбивалентная, неоднозначная фигура; характерен сюжет битвы, войны между человеком и Богом, в ходе которой проясняется экзистенция и первого, и Второго.
Таким образом, реализация темы смерти в творчестве Шварц и Хилла весьма схожа. Смерть предстаёт как выход в границы большого мира, в котором человеческое больше не ограничивается плотью и материей и где